Космос и БГУ. Когда на орбите появится созданный студентами вуза спутник

Когда Белгосуниверситет занялся космическими разработками, какие успехи достигнуты и как скоро выйдет на орбиту созданный студентами спутник, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали представители вуза.

Академик Сергей Абламейко, ректор БГУ:

Космическая тематика появилась в БГУ одновременно с началом космической эры — в 50-е годы прошлого столетия. Тогда в Советском Союзе готовились к запуску первого спутника. А белорусы разрабатывали приборы для космодромов, спутников, ракет. Многие организации, которые сегодня заняты в этой сфере, отсчет своей истории ведут с того времени. Участвовали в работе и представители нашего вуза. Первопроходцами стали физики и химики. Химики занимались разработкой материалов и топлива, физики — приборами. В последние десятилетия над космической тематикой больше всего трудятся физики, прежде всего наш НИИ прикладных физических проблем имени А. Н. Севченко, где по заказу Российской ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С. П. Королёва создают видео- и фотоспектральные системы, предназначенные для Международной космической станции (МКС). Активно действуют в этом направлении также факультет радиофизики и компьютерных технологий, физический факультет, факультет прикладной математики и информатики, геофак, химфак.

Участвуют в разработках представители разных поколений. К примеру, профессор Борис Беляев получил Государственную премию за достижения в этой сфере еще в 1991 году. На факультете радиофизики и компьютерных технологий есть отдельная специальность — «Аэрокосмические радиоэлектронные и информационные системы и технологии». Действует Центр аэрокосмического образования. Поэтому возможность заниматься космосом есть и у студентов. Здесь тесная смычка науки с образованием, и у активных студентов хорошая профессиональная перспектива. В Центре аэрокосмического образования есть станция приема космической информации. Студенты обрабатывают полученные данные, а также проектируют аппаратуру для приема и передачи информации.

Профессор Владимир Саечников, директор Центра аэрокосмического образования:

В 90-е годы прошлого столетия многие направления работы физиков оказались почти невостребованными. Пришлось искать новые. Среди них выделялось направление, связанное с методами дистанционного зондирования Земли из космоса, — практическое, дающее молодым людям возможность найти применение своим силам по окончании университета. А в начале 2000-х появилась общемировая тенденция — многие вузы стали разрабатывать сверхмалые космические аппараты, которые за счет развития технологий позволяют получать результаты, сопоставимые с теми, что дают огромные дорогостоящие космические проекты. Именно тогда возникла мысль, что нашему университету тоже стоит сориентироваться в этом направлении. Тем более что такой проект вполне подъемный и включает в себя целый ряд привлекательных моментов.

И что это за моменты?

Во-первых, такие проекты относительно дешевы и быстро выполнимы. Во-вторых, у них недорогой так называемый попутный запуск: уходит в небо большой космический аппарат, а вместе с ним — целая серия сверхмалых. К примеру, совсем недавно индийская ракета вывела на орбиту один большой и 104 сверхмалых аппарата разных стран. В-третьих, от начала и до конца приборы разрабатывают студенты, одновременно постигающие всю технологию — от идеи создания космического аппарата и формулирования задачи, которую он должен решить, до проектирования, подготовки к запуску, проведения испытаний, отработки всех систем. Далее — выведение на орбиту, на рабочий режим, прием данных и обмен ими. За время обучения студент осваивает всё это сразу на практике. И последнее, ключевое преимущество — технологическая составляющая. С помощью сверхмалых аппаратов можно дешево и быстро отрабатывать новейшие технологии прямо в космосе, а потом использовать их для крупных проектов в различных отраслях народного хозяйства.

Центр аэрокосмического образования был создан как координирующий орган для модификации нашей системы образования под потребности аэрокосмической отрасли. Здесь мы использовали опыт других стран. Конечно, не России и не США, где ведутся глобальные разработки. Наша ниша — полезная нагрузка, то есть то, что устанавливается на эти аппараты. А также прикладное применение космических технологий для разных отраслей народного хозяйства. Поскольку в этом проекте в перспективе могут быть задействованы и другие университеты страны, то под эгидой Министерства образования на базе нашего университета был создан координирующий орган. Он начал работу в 2005 году, а в январе 2008-го наш центр открылся официально. В 2009 году на факультете радиофизики и компьютерных технологий появилась новая специализация, уже полностью ориентированная на космос, еще через год — полноценная специальность с тремя специализациями. Обучение таких специалистов — работа штучная. Каждого нужно готовить под определенный круг задач, ориентируясь на потребности работодателей.

Модель наноспутника

Полет в стратосферу

Запуск микроспутников осуществили в июле 2016 года лицеисты и студенты БГУ в российском городе Дубне в финале 5-го чемпионата инновационно-образовательного проекта «CanSat в России». Это стало возможным благодаря успешной защите белорусами научного проекта на отборочной сессии чемпионата.

В составе студенческой сборной — студенты факультета радиофизики и компьютерных технологий, факультета прикладной математики и информатики. Молодые конструкторы продемонстрировали мини-спутник, который был запущен на стратосферном шаре на высоту около 30 км.

Вторая команда БГУ была представлена лицеистами. Они разработали проект спутника с техническими характеристиками, обеспечивающими успешные запуск, измерение, передачу информации и приземление на парашюте. Во время отборочной сессии конкурсанты представили экспертной комиссии пояснительную записку проекта и его виртуальную презентацию.

Справочно

CanSat — международный космический образовательный проект, направленный на развитие интереса школьников и студентов к космическим исследованиям. Первые состязания CanSat состоялись в 1999 году в США, сегодня конкурс очень популярен в Европе и Японии. В России он стартовал в 2012 году. Руководителем стал космонавт, Герой России Александр Лазуткин. В реализации проекта основную роль играют Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ имени М. В. Ломоносова и Мемориальный музей космонавтики. Юные участники должны не только обладать знаниями в области механики, радиосвязи и проектирования бортовой электроники, но и хорошо разбираться в математике, информатике, владеть основами 3D-моделирования, уметь работать в команде.

 

 

Самое читаемое