Красные флажки. Как вовремя распознать аутизм у ребенка
Семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), становится все больше — это мировая тенденция. Родители могут заметить особенности развития малыша уже в первые годы его жизни, ведь в определенном возрасте должны появляться соответствующие навыки. К сожалению, диагностика детей с РАС зачастую затрудняется из-за существующих в обществе мифов о том, что маленькие дети, мол, перерастут недуг или ребенок в этом возрасте похож на кого-то из родных. Но специалисты уверены: откладывать обращение в центр раннего вмешательства не стоит. Как оказывают помощь детям с расстройствами аутистического спектра и их родителям в Межрайонном центре раннего вмешательства, работающем на базе 19-й детской поликлиники, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Сейчас в нашей стране началась реализация проекта по раннему выявлению детей с РАС, — говорит психолог центра Алина Ничкасова. — Первичный скрининг могут проводить педиатры и неврологи. Если ребенок его не прошел или у врача есть сомнения, специалисты направляют семью в центр раннего вмешательства. Мы проводим углубленную оценку на предмет наличия РАС у малышей от 12 месяцев и оцениваем их развитие по различным критериям начиная с 2 месяцев. Делаем это совместно с родителями, которые еще до первичного визита в центр заполняют анкету по развитию. Специалисты наблюдают за ребенком во время приема, который длится около часа, проводят скрининг слуха и зрения, поскольку их нарушения зачастую могут влиять на развитие и поведение. Если обнаруживаем проблему, предлагаем программу помощи.
Медики напоминают: РАС — это сложное состояние, затрагивающее многие психические процессы и функции, поэтому нужно настраиваться на длительную кропотливую работу, изменить ситуацию за 5–10 занятий нельзя. Основная задача специалистов центра — научить родителей, как развивать ребенка с РАС в ежедневных ситуациях, и подсказать, каким образом скорректировать жизнь с учетом его особенностей.
— В своей работе мы используем Денверскую модель раннего вмешательства, которая предназначена для детей младшего возраста с РАС и ориентирована на построение взаимодействия ребенка и взрослых, стимулирование его навыков, — поясняет психолог. — Мы выстраиваем индивидуальную программу с учетом развития малыша. В первую очередь работаем над теми умениями, которые пригодятся в жизни. Частота встреч на первом этапе общения — 1–2 раза в неделю, далее — 1 раз в неделю в течение часа. Если сотрудничество с семьей складывается, работаем с ребенком до достижения им 3 лет.
Можно ли исправить ситуацию?
— РАС — это не болезнь, а состояние, вылечить которое невозможно, — объясняет Алина Ничкасова. — У таких детей отмечаются сложности в социально-эмоциональной взаимности, коммуникации, поведении. Им нелегко сообщить взрослым о потребностях: попросить поесть то, что они хотят, рассказать, что болит или вызывает дискомфорт. Поэтому наша задача — адаптировать окружающую ребенка среду, научить взрослых взаимодействовать с малышом и развивать его дома.
Родители детей с особенностями проходят определенные стадии принятия проблемы. Сначала, когда впервые узнают о наличии РАС, это шок, отрицание, порой агрессия в адрес специалистов, потом стадия «сделки с судьбой», депрессии и, наконец, принятие ребенка и его особенностей. Этот путь у каждого индивидуален, но его нужно преодолеть.
— Как специалисты мы все понимаем, стараемся относиться к родителям уважительно и бережно, выстраивать отношения в атмосфере сотрудничества и вместе проходить эти этапы, — поясняет психолог. — Порой бывает очень сложно. Но, постепенно продвигаясь по такому пути, родитель видит, что, изменяя ситуацию, он помогает малышу, и у него появляется уверенность в себе, стремление развиваться в этом направлении дальше.
Межрайонный центр раннего вмешательства на базе 19-й детской поликлиники начал работу 1 марта 2002 года. Сегодня здесь оказывают помощь детям до 3 лет из Первомайского и Советского районов, консультируют семьи со всего города.
— Помимо этого, мы являемся ресурсным центром Минска и образовательным центром для специалистов раннего вмешательства всей страны. Проводим стажировки, семинары, оказываем методическую, диагностическую и консультативную помощь, — уточняет заведующая центром Екатерина Аксюченко.
В Совете Республики Национального собрания Беларуси под руководством его председателя Натальи Кочановой 10 ноября прошло заседание консультативного совета по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития.
— Результат будет тогда, когда имеющие проблемы дети смогут жить нормально в социуме, развиваться, реализовывать свои возможности, — подчеркнула Наталья Кочанова.
На какие признаки поведения ребенка после 12 месяцев стоит обратить внимание:
- не реагирует или редко откликается на свое имя;
- постоянно или часто ведет себя так, будто не слышит обращенной речи;
- у малыша отмечаются трудности в общении с другими людьми, детьми;
- не устанавливает или не поддерживает визуального контакта с окружающими;
- редко улыбается и делится эмоциями с другими или не делает этого вовсе;
- не проявляет интереса к играм, основанным на взаимодействии с другими людьми (например, прятки);
- не использует указательного или других социальных жестов (например, «пока-пока», «дай»);
- у ребенка нет лепета к 12 месяцам, нет слов к 16 месяцам;
- часто бывает сложно привлечь внимание малыша к игрушкам, или он использует их необычным способом (ставит в определенной последовательности, вращает и так далее);
- часто повторяет определенные необычные движения (кружится вокруг своей оси, ходит по определенной траектории и тому подобное);
- отмечается сверхчувствительность ребенка к звуку или свету, повышенная чувствительность к запахам или вкусам;
- интересуется свойствами предметов, а не их функциональным назначением (например, обнюхивает объекты);
- часто игнорирует опасность;
- может не замечать, дома ли родители или ушли куда-то, не обращать внимания на их возвращение;
- явно и отчаянно сопротивляется объятиям, поцелуям, не дает брать себя на руки ни членам семьи, ни другим людям;
- утратил какие-либо социальные навыки (например, мог обращаться, используя простые слова, а потом перестал).
Если в поведении ребенка отмечены несколько вышеперечисленных признаков, следует обратиться к специалисту.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также: