Красные повязки и бескорыстность: как дружинники помогают милиционерам
Представители добровольных дружин нередко выходят в патрулирование вместе с правоохранителями — передают полезную информацию участковому и пресекают нетрезвые посиделки в парках. О том, имеет ли общественное порицание вес в ⅩⅩⅠ веке, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Бывший командир взвода роты патрульно-постовой службы милиции Октябрьского РУВД столицы Николай Ефимчик является членом добровольной дружины, которая организована на предприятии «Интеграл», где ныне трудится мужчина. Как признается собеседник, процедура вступления в ряды неравнодушных была несложной, однако отбор — достаточно строгим.
— Стать дружинником может не каждый. Есть определенные требования, которым нужно соответствовать. Немалую роль играют в том числе морально-волевые качества работника, а также наличие у него чувства альтруизма, — делится Н. Ефимчик. — Нужно понимать, что люди заступают в наряд после окончания рабочего дня, осознанно тратят на это свое личное время. Поэтому тут без искреннего желания помогать окружающим — никуда.
Собеседник отслужил в милиции практически 28 лет. Все это время способствовал поддержанию порядка на улицах города — вот и сейчас неравнодушие к окружающим никуда не пропало.
Добровольная дружина, организованная на предприятии, включает в себя приблизительно 50 человек (3 команды). Причем женщин в рядах неравнодушных даже больше, чем мужчин. Со стороны коллег деятельность активистов никакого скепсиса или негатива не вызывает. А руководство завода дружинников поддерживает.
Из опознавательных знаков у активистов — красные повязки на руку и, разумеется, удостоверение.
— Добровольные дружины оказывают содействие не только сотрудникам патрульно-постовой службы, с которыми выходят в патрулирование, но и участковым инспекторам, представителям ДПС и не только. Работают больше на профилактику правонарушений. Дежурим мы согласно составленному графику, выходим по 3–5 человек (плюс правоохранитель), ориентиром становятся парковые зоны, — рассказывает собеседник.
Как правило, совместное патрулирование планируется на вечер четверга или пятницы. В это время радостное приближение выходных может кружить некоторым минчанам головы: отсюда нетрезвые посиделки в общественных местах. Это, кстати, одно из самых часто фиксируемых нарушений.
Также дружинники пресекают шалости со стороны несовершеннолетних — обычное баловство, к сожалению, часто приводит к серьезным последствиям. В собеседнике забота о подрастающем поколении особенно откликается — он сам отец четырех детей. Помимо этого, активисты проводят беседы с горожанами, которые появляются с сигаретой вблизи детских площадок.
Задержаний, как правило, не случается, хотя все зависит от ситуации и решения сопровождающего активистов сотрудника милиции. Если правонарушитель начинает вести себя неадекватно или угрожать окружающим, то шансы на поездку в РУВД резко возрастают, — на вызывающее поведение представители правоохранительных органов должны среагировать.
Помимо этого, дружинники иногда беседуют с пожилыми людьми. В ходе разговора могут получить полезную информацию о правонарушителях (допустим, пенсионерки сообщают, что «Васька из соседнего подъезда дебоширит, избивает жену»). В последующем данные передаются участковому инспектору, закрепленному за этой территорией. А он, в свою очередь, уже проводит разбирательства.
— Дружинники в какой-то мере олицетворяют общественное порицание. И оно все еще, как мне кажется, имеет вес, несмотря на стремительное изменение общества. На замечания дружинников люди, как правило, реагируют адекватно, конфликтовать не стремятся, — добавляет Н. Ефимчик. — Да и когда я работал в качестве сотрудника патрульно-постовой службы, горожане чаще всего не проявляли агрессию. Единственным исключением становились некоторые ранее осужденные лица — им было тяжело адаптироваться к окружающему миру после выхода из мест лишения свободы.
Кстати, контраст между отношением горожан к милиционеру и дружиннику, по словам собеседника, фактически не заметен. Уважают их в равной степени, прислушиваются, особенно молодежь и несовершеннолетние. По словам собеседника, с последней категорией населения работать проще всего — достаточно заострить внимание на том, что информация о правонарушении со стороны ребенка поступает в учебное заведение, а также в учреждения, где трудятся родители. Этот факт обычно «отрезвляет», и поведение несовершеннолетнего меняется в ту же минуту.
Фото предоставлены Октябрьским РУВД г. Минска