В социальной рекламе используются те же инструменты воздействия на аудиторию, что и в коммерческой. Адресат нужно зацепить любой ценой, иногда даже в ущерб здравому смыслу и логике. Поделюсь своими наблюденниями.
Развешенные по городу плакаты с призывной надписью «Выбери занятие поинтересней» с первого взгляда вызвали дискомфорт восприятия. Вроде бы ничего «криминального»: восемь зеленых квадратов со значками внутри символизируют многочисленные увлечения минчан (спорт, путешествия и прочие хобби в виде чтения и огородничества). По центру же разместился другой квадрат, ярко-красный, с изображенным на нем бокалом (аккурат как выглядят емкости для потребления знаменитого итальянского вермута). Квадрат-бокал выглядел настолько красочнее окруживших его более бледных собратьев, что вызывал вполне определенные ассоциации. Поэтому и призыв выбрать занятие поинтереснее воспринимался моим мозгом как предложение отбросить все в пользу рюмки. Видимо, не только моим. Недавно плакат преобразился — бокал заклеили, как и не было его, а с высоты билбордовских столбов горожан вполне безобидно призывают окунуться в занятия по сезону.
Другой социальной рекламой, вызвавшей недоумение, стал плакат Общенациональной детской линии помощи. Нет, к умилительной малышке с билборда, набирающей пальчиками цифры на телефонной трубке, никаких претензий. Хорошо и внятно читается также фраза типа «Позвони нам, ребенок, в минуты опасности — мы поможем». Смутил указанный крупным шрифтом телефонный номер. Одиннадцать цифр! Граждане взрослые, предлагающие звонить на линию детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию! Познакомьте меня, пожалуйста, с маленькими гениями, способными не только запомнить предлагаемый набор цифр, но и воспроизвести его без ошибок в минуты эмоционального напряжения и уж тем более реальной угрозы. Опыты, поставленные на моей знакомой детворе, положительных результатов не дали.
Тут же приведу противоположный пример социальной рекламы, о которой, на мой взгляд, можно смело сказать «Чисто сработано!» Речь идет о двух проектах — «Смаке беларускай мовы» и «Героях Великой Отечественной». В первом «вкусные» рисунки с плакатов бьют точно в цель, ненавязчиво напоминают нам, как по-белорусски звучат названия аппетитных овощей и фруктов. Второй проект — совместная работа «Белпочты» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. На почтовых конвертах — Герои СССР и их краткие военные биографии. Кто не знал — узнает, кто был в курсе — в очередной раз вспомнят.