Крупнейшая морская катастрофа и первый русский тореро. Этот день в истории: 16 апреля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1705 год. Английская королева Анна производит Исаака Ньютона в рыцари
Впервые в истории рыцарское звание было присвоено за научные заслуги.
По этому случаю Ньютон обзавелся собственным гербом и не очень достоверной родословной. Сэр Исаак считал, что его род восходит к каким-то шотландским дворянам, но современные исследования этого не подтверждают: Ньютоны вышли из беднейших крестьян. Младенец Исаак родился недоношенным и хилым. Местный священник считал, что он не жилец, поэтому малыша долго не решались крестить. Мать рассказывала, что после рождения он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу, лежавшую на лавке. Однажды Исаак выпал из этой рукавицы и сильно ударился головой о пол. Так он впервые ознакомился с земным тяготением.
Три с половиной века спустя Эйнштейн писал: «Фигура Ньютона означает больше, чем это вытекает из его собственных заслуг, ибо самой судьбой он был поставлен на поворотном пункте умственного развития человечества».
1945 год. Начинается Берлинская наступательная операция

Фото РИА Новости
К началу апреля 1945 года советские войска вышли к центральным районам Германии и находились в 60–70 км от ее столицы. Гитлер всеми силами старался задержать продвижение Красной Армии.
Берлинская операция началась 16 апреля и закончилась 2 мая 1945-го, 1-й Белорусский фронт маршала Жукова взял столицу при поддержке с юга частей 1-го Украинского маршала Конева и с севера частей 2-го Белорусского маршала Рокоссовского — это стало фактическим завершением войны.
Части 1-го и 2-го Белорусского, а также 1-го Украинского фронтов в течение 17 дней на фронте протяженностью в 300 км продвинулись с востока на запад по территории Германии от 100 до 200 км, преодолевая сопротивление миллионной группировки вермахта. 6 200 танков и 7 500 самолетов создали подавляющее преимущество Красной армии — трехкратное на земле и более чем двукратное в воздухе. По договоренностям между главами СССР, США и Британии, достигнутыми осенью 1944-го, весной 1945-го Советский Союз должен был не только взять Берлин, но и продвинуться на запад примерно на 150 км.
Силами авиационной разведки было получено около 15 тыс. фотоснимков Берлина и подступов к нему, затем проведена разведка боем для определения дислокации огневых сил противника и уязвимых мест его обороны. Была проведена и огромная инженерно-строительная подготовка: построены мосты, паромные переправы, проложены гати через болота.
25 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. 2 мая берлинский гарнизон капитулировал. Гитлер не стал дожидаться окончательного краха — покончил с собой 30 апреля.
1945 год. Советская подлодка Л-3 атакует немецкий транспорт «Гойя» — крупнейшая по числу жертв морская катастрофа в истории
Из почти 7 000 человек, находившихся на борту «Гойи», спаслись менее 200.
За годы Великой Отечественной войны советская дизель-электрическая минно-торпедная субмарина Л-3 побывала в семи боевых походах, не раз получала повреждения на минах, но выживала. По количеству потопленных судов с 1941 по 1945 годы она заняла первое место в советском флоте. Но самая успешная боевая операция произошла в ночь с 16 на 17 апреля 1945 года.
В тот момент Л-3 под командованием капитана 3-го ранга Владимира Коновалова патрулировала вход в Данцигскую бухту. Экипаж заметил конвой из транспортов в сопровождении двух тральщиков. В качестве цели был выбран самый крупный транспорт — «Гойя», по которому были выпущены две торпеды, и обе попали в цель.
Немцы проводили эвакуацию из Восточной Пруссии по морю военных и беженцев. В четырех предыдущих походах «Гойя» перевезла более 19 тыс. человек: в среднем на борту находилось около 5 тыс. пассажиров за один раз. Но в роковой пятый поход транспорт был забит людьми под завязку. Ходили слухи, что это последняя эвакуация, поэтому попасть на судно хотело огромное количество желающих. Кроме гражданских и раненных военнослужащих, на борту находились 200 солдат 4-й танковой дивизии вермахта. Одним из них был Ханс Шойфлер, которому посчастливилось выжить. О том роковом дне он рассказал в мемуарах:
«Полные великих надежд, ожиданий и планов, 16 апреля 1945 года двести наших боевых товарищей вместе с шестью тысячами других людей поднялись на борт транспортного судна «Гойя» (Goya), которое вскоре должно было унести их от этого «бесконечного фронта» навстречу жизни…
Транспорт следовал в сопровождении двух минных тральщиков. Мы расположились в центральной части судна на нижней палубе. Солдаты, женщины и дети сидели, стояли, лежали; людьми были заняты все проходы, каюты и грузовые отсеки. Все было забито людьми так, что и не пошевельнешься. Было страшно душно, воздуха не хватало. Я то и дело поднимался на верхнюю палубу вдохнуть хотя бы чуточку свежего воздуха. Вероятно, это и спасло мне жизнь…
Прозвучало подряд два глухих взрыва. Корабль здорово качнуло; к черному небу взметнулись два огромных фонтана воды, ими обдало и палубу. Тут же погас свет в каютах и на палубе. На судне началась страшная паника. Все, кто находился внутри, инстинктивно пытались выскочить наружу, в проходах образовалась давка. На трапах, ведущих на верхнюю палубу, разыгрывались трагические сцены. Шла борьба за выживание. Никто толком не понимал, что творилось там внизу. Одним словом, ужас, да и только. В огромные пробоины от торпед хлынула вода. Корабль по центру разломился надвое и быстро ушел под воду.
Сообразив, что на судне уже не удержаться, я перескочил через перила и бросился в ледяную воду Балтийского моря. Прямо перед собой я увидел спасательную шлюпку, видимо оторвавшуюся от «Гойи», и сумел ухватиться за борт. В шлюпке со мной оказалось еще несколько человек. Целых два часа мы отчаянно пытались удержаться на волнах и к тому времени, когда подошел какой-то корабль и взял нас на борт, были на исходе сил.
По моим подсчетам, спаслись всего 172 человека. Свыше 6 тыс. пошли на дно вместе с «Гойей», на котором они надеялись добраться до безопасного места.
На следующий день всех выживших после этой страшной торпедной атаки и спасшихся на военных кораблях посадили на «Кронфельс», транспортное судно, доставившее нас в Копенгаген. Из 200 человек «группы Кюсперта» уцелело лишь 7».
Гибель транспорта «Гойя» — крупнейшая в истории морская катастрофа: человеческие потери значительно превышают даже трагедию «Титаника». Немецкие корабли сопровождения пытались преследовать Л-3 и даже сбросили несколько глубинных бомб, но подлодка успешно ушла от преследования.
Капитан Коновалов после окончания войны получил звание Героя Советского Союза.
1975 год. Премьера экранного варианта телевизионного художественного фильма «Как закалялась сталь»
Режиссер Николай Мащенко поставил 17 полнометражных игровых фильмов и сериалов, но наибольшую известность ему принесли две телевизионные экранизации — «Как закалялась сталь» и «Овод».
Телефильм «Как закалялась сталь» впервые показали по Центральному телевидению с 5 по 10 ноября 1973 года. Это была уже третья попытка экранизации одноименного романа Николая Островского (в 1942 году вышел на экраны фильм «Как закалялась сталь» Марка Донского, а в 1956-м — лента «Павел Корчагин» Александра Алова и Владимира Наумова).
В создании третьей версии Алов и Наумов также приняли непосредственное участие, на сей раз выступив в качестве сценаристов. Именно они предложили снять не кинофильм, а шестисерийный телефильм, ориентированный на домашний просмотр в течение нескольких вечеров.
Телефильм был встречен и зрителями, и критиками с большим энтузиазмом. Помимо сериальной формы, ключами к успеху, по мнению историков кино и телевидения, стали лиричность и интеллигентность главного героя Павки Корчагина в исполнении юного Владимира Конкина, его простота и скромность, трагизм судьбы и мужество. Любопытно, что изначально Конкину была уготована роль Цветаева — антипода Корчагина, а на роль Корчагина был выбран Николай Бурляев. Режиссер Мащенко изменил свое решение уже по ходу съемок, отсмотрев отснятый материал.
Большой популярностью пользовалась песня из фильма «Товарищ песня». Образ, созданный в ней поэтом Робертом Рождественским, оказался настолько удачным, что многие музыкальные фестивали и сборники в 1970-е годы получили название «Товарищ песня».
Фильм Мащенко ждал огромный успех, какого не удавалось добиться в 1970-е годы ни одному телевизионному фильму о революции и гражданской войне. Поэтому два года спустя его сокращенную версию решено было выпустить в прокат на большом экране.
2000 год. Впервые в истории в испанской корриде принимает участие российский матадор Роман Карпухин

Фото с официального сайта Романа Карпухина
Роман был военным летчиком, затем, после отставки, уехал в Испанию, где стал учителем бальных танцев. Еще через какое-то время он решил стать тореро, для чего поступил в Каталонскую школу. Состоявшееся через год дебютное выступление Московского Умельца (так его окрестили журналисты) прошло не очень успешно. В конце концов бык был им повержен, хотя и не с первой попытки, как полагается при чистой победе. Испанская пресса отнеслась к выступлению иноземного тореро вполне тактично, заметив при этом, что для овладения искусством корриды необходимо потратить не один год.
Позже в одном из интервью Карпухин так рассказывал о своем первом выступлении:
«Имя русского тореро на афише вызвало большой интерес у прессы, накануне события я давал по два интервью в день, начиная с «Нью-Йорк таймс» и заканчивая китайской «Жэньминь жибао». Такого внимания не было ни к кому из пятерых. Меня использовали в рекламной компании, но не допустили триумфа. Это испанцы восприняли бы как национальный позор.
Начались интриги. Перед самым выходом мне сказали, что в моей страховке неправильно указан номер. Это был настоящий психологический теракт. Страховка, которая могла бы внести ясность в эту суматоху, находится в гостиничном номере, и мне предлагают ехать за ней через весь город. Это безумие! Я уже стою в костюме перед выходом, и впереди моя цель: стать профессиональным тореро. И мне говорят: «Ты не можешь выйти!».
Потом говорят: «Мы посоветуемся». И вдруг разрешают, но под свою ответственность. А это означает, что если что-то произойдет, то я сам за все буду платить, а это огромные деньги… Все было сделано для того, чтобы я потерял равновесие, чтобы у меня внутри поселился страх, чтобы я не смог провести бой достойно. А я и без того впервые выходил в световом костюме, впервые на арену 1-го класса, на которой ни разу не был, мой бык был другой весовой категории, к которой я не привык.
После поединка выяснилось, что все было в порядке, номер был указан верно. Но на арену я вышел в полной прострации, я не понимал, что происходило, меня как будто накрыли стеклянным колпаком. В таком состоянии выходить было нельзя — очень опасно. Я боролся не с быком, а с самим собой. Ведь перед тем, как выйти на арену, надо быть абсолютно спокойным и уверенным. Чтобы настроиться на бой, тореро три дня живут в гостинице, не общаясь с внешним миром, даже с самыми близкими людьми. Ничто не должно отвлекать от поединка. Ты должен быть сильнее и увереннее быка».