Кто и что тормозит темпы строительства метро

К хорошему привыкаешь быстро и навсегда. Сегодня столица Беларуси не мыслится без метрополитена. Самого мобильного, комфортного и безопасного вида транспорта, на чью долю приходится почти 40 % всех городских перевозок.

Третья линия метро, которую планируется полностью сдать в эксплуатацию в 2022–2023 г., однозначно поднимет эту планку еще выше. Но почему так долго сооружают подземку, что тормозит этот процесс? Ответы на эти и другие вопросы корреспондента агентства «Минск-Новости» дал начальник дирекции по строительству Минского метрополитена Павел Царун.

IMG_3915 copy

На первом этапе проектных работ готовится и документация по территории, которая находится в зоне влияния метро. Прорабатываются все вопросы, касающиеся сноса расположенных на пути его возведения административных, производственных, жилых зданий и сооружений, отселения жильцов, предоставления им новых квартир, материальной компенсации или другие варианты возмещения.

– Насколько известно на примерах строительства первых двух линий подземки этот процесс проходит отнюдь не гладко…

Отселение собственников или нанимателей жилья отнимает не только много времени, но и нервной энергии. Одних граждан не устраивает район новой квартиры, вторых – не удовлетворяет размер компенсации, третьи просто не хотят покидать родные обжитые места. Оценку строений, подлежащих сносу, проводит проектный институт «Белгипрозем» в соответствии с действующим законодательством. Специалисты этой организации выводят его рыночную стоимость с учетом многих факторов и выдают нам соответствующий отчет. Мы уведомляем собственников о результатах проведенного обследования и предлагаем остановиться на одном из нескольких наиболее приемлемых для них вариантов. В подавляющем количестве случаев приходим к консенсусу. Но бывают и исключения. Не все собственники жилых строений, подпадающих под снос, при строительстве первого этапа третьей линии метро соглашаются на предложенные им варианты. Этот этап, напомню, включает в себя четыре станции («Вокзальная», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь» и «Площадь Богушевича»), два пересадочных узла, инженерный корпус и здание обслуживающего персонала. Строительная длина этого участка 4,3 км, эксплуатационная – на километр меньше. В общей сложности в суды было подано около 10 исков, по части из них разбирательство уже завершено.

А порой присутствует и чисто человеческий фактор. Умирает собственник жилья, подлежащего сносу, и по закону мы обязаны ждать полгода, пока объявятся его родственники и вступят в законные права наследования. Этот процесс нельзя ускорить. Но ведем работу и в данном направлении, загодя прорабатываем с потенциальными хозяевами разные варианты досудебного урегулирования. Отмечу также, что подчас приходится решать вопросы граждан и по предоставленному им новому жилью, если оно имеет какие-либо строительные дефекты. Выходим на подрядчика и требуем их устранить в оперативные сроки. Разумеется, все эти и иные обстоятельства не могут не сказываться на темпах уже начавшегося строительства третьей линии.

– Перекладка инженерных сетей тоже не обходится без проблем!

IMG_3918 copy

IMG_3924 copy

И прежде всего потому, что топосъемка части из них, проведенная еще несколько десятилетий назад, не соответствует реальному месту расположения. А это тоже требует дополнительных усилий. Приходится увязывать проектные решения с учетом их положения. Особенно затруднительным стал участок территории от станции «Юбилейная площадь» до «Ковальской Слободы». Отметкам в топосъемке не соответствовали и канализация, и водопровод, и теплосеть. К тому же в одном профиле находилось сразу по две инженерные сети. Здесь нам также предстоит еще пройти под железнодорожными путями и двумя путепроводами.

Встречаются и иные обстоятельства. Так, на улице Воронянского вынуждены были перекладывать тепломагистраль. Закрыли транспортное движение, демонтировали старую конструкцию, создали новую. И только после этого улица была открыта. Весь фокус на этом участке в том, что теплосеть обслуживала целый район, а значит, метростроевцы были ограничены межотопительным сезоном – обязаны были провести эти трудоемкие работы в сжатые сроки. Или, к примеру, активизировали работы в три смены по перекладке инженерных сетей на участке станции «Ковальская Слобода». Когда пришла жаркая погода, от жильцов близлежащего частного сектора стали поступать жалобы и нарекания на невозможность нормального отдыха ночью с детьми при открытых окнах. Пошли им навстречу, дали указание генподрядчику минимизировать, а при необходимости и исключить ночные работы с привлечением техники и механизмов.

– Сложности прохождения грунта после первых двух линий подземки уже не столь актуальны для метростроевцев?

Опыт действительно приобретен немалый. К примеру, масштабные земляные работы ведутся теперь на участке от станции «Ковальская Слобода» до станции «Юбилейная площадь», где залегают песок, суглинок и супеси. Но еще предстоит пройти через обводненные грунты. Они ожидают нас в районе улицы Клары Цеткин (станция «Площадь Богушевича»). Будем выполнять работы по водопонижению. То есть искусственно снижать уровень грунтовых вод, бурить скважину, готовить котлован и только потом строить станцию. На этом же участке при перекладке инженерных сетей вынуждены были считаться и с фактором историко-культурного наследия в переулке Северном, где расположены три деревянных дома старинной постройки. Жильцы двух из них уже отселены, им предоставлены новые квартиры. По третьему дому дело растянулось на год. Вначале умер один из собственников жилья, а затем и наследник. Сейчас приступаем к реализации имущественных прав других родственников. Разработана проектно-сметная документация по демонтажу и переносу этих домов в новое место. Она согласована с Министерством культуры. При подготовке документации также оказалось, что подпорная стенка котлована должна пройти около этого переулка. Проработали данный вопрос с жильцами близлежащих строений, взяли разрешение у каждого из них на вырубку находящихся здесь зеленых насаждений. И поверьте, таких и подобных вопросов метростроевцам приходится разрешать немало.

– На предыдущих этапах возведения первых двух линий у метростроевцев возникали, причем неоднократно, и проблемы с финансированием работ.

Теперь оно стабильно и достаточно. Заключили еще в прошлом году договор с Банком развития на привлечение кредитных средств. В нынешнем году на возведение подземки он выделяет 500 млрд рублей, еще около 460 млрд пойдут из городского бюджета.

IMG_3925 copy

– Происходили уже при строительстве третьей линии задержки, сбои с поставкой стройматериалов и оборудования?

По стройматериалам их не было, так как практически все они выпускаются предприятиями Беларуси: цемент, арматура, щебенка и т.д. Большая часть используемой техники также отечественного производства. В ближайшие дни будет поставлено современное зарубежное оборудование «стенка в грунте», которое используется при устройстве конструкций котлованов. Однако нас подвела, и серьезно, французская компания, которая должна была поставить в конце августа в Минск проходческий комплекс стоимостью 12 млн евро. Его эффективность в 4–5 раз выше щита, который был задействован при возведении уже действующих линий подземки. «Метрострой» отправлял во Францию на обучение и на контрольную сборку-разборку этого оборудования четырех специалистов. На сегодня получена только часть проходческого комплекса. По договоренности с французами после поступления щита в августе мы должны были за два месяца собрать его, протестировать и в конце октября начать прокладку тоннелей. Теперь эти сроки сместились как минимум на два месяца…

– Этот вопрос, как и другие, также не может не сказываться на соблюдении строительных графиков?

– Руководством города нашей дирекции поручено разработать дополнительные мероприятия, обеспечивающие ускорение темпов возведения метрополитена. Они будут подготовлены в ближайшее время. Также планируем усилить ресурсный, кадровый и технический потенциал на наиболее напряженных направлениях строительных работ.

IMG_3928 copy

Фото автора

Перепечатка материала без письменного разрешения УП «Агентство «Минск-Новости» запрещена.

Самое читаемое