Кто и как разрабатывает главные минские цветники?

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в УП «Минскзеленстрой» и выяснила, кто и как разрабатывает главные минские цветники.

Креативный дуэт

Мои представления о том, как должно выглядеть место, где разрабатывают дизайн цветочного оформления города, были примерно такими: большой творческий цех, где десятки человек креативят, спорят и передвигаются по помещению, усыпанному горами бумаги с изображениями будущих цветников. На самом деле, как оказалось, в архитектурно-ландшафтной группе УП «Минскзеленстрой» трудятся всего два специалиста: Анна Антонян и Анастасия Раевская. По сути, девушки – ландшафтные дизайнеры, но их должность называется «инженер архитектурно-ландшафтной группы». Никаких гор разрисованных полотен в небольшом уютном кабинете тоже не обнаружилось: проекты подшиты в папки, которые аккуратно сложены в шкафу.

Обе героини окончили БГТУ по специальности «садово-парковое строительство». Настя пришла работать в «Минскзеленстрой» чуть менее года назад. Говорит, что в вузе, безусловно, была хорошая подготовка, но, как, пожалуй, в большинстве профессий, многие вещи освоила уже на предприятии. Анна придумывает, как сделать город ярче, уже 9 лет.

Сейчас девушки работают над проектом цветника рядом с гостиницей «Планета» ближе к ул. Мельникайте. Тот, который был здесь в нынешнем году, решили заменить новым. Параллельно сотрудничают с Московским районом, в частности, по украшению пр. Дзержинского. После реконструкции этой транспортной артерии здесь еще предстоит продолжить благоустройство зеленой зоны вдоль проезжей части. Тут должны появиться новые цветники, также планируется заменить старые элементы оформления: цветочные панно на откосах, малые архитектурные формы и вертикальное озеленение разделительных зон… Вопреки пословице о том, что летом следует готовить сани, а зимой – телегу, к созданию проектов на жаркий сезон 2015-го приступили еще в июне нынешнего года.

– Как только в городе высаживают цветники, мы начинаем разрабатывать проекты композиций, которые украсят столицу в следующем году, – поясняет Анна Антонян. – Дело в том, что нарисовать красивые картинки недостаточно. Мы сначала определяем, где должны появиться цветники, затем проектируем их и составляем ассортиментный перечень растений. После этого нужно оформить таблицу заявок в КУП «Цветы столицы»: сколько каких цветов им нужно будет вырастить, чтобы наши проекты воплотились в жизнь. Также требуется время на согласование будущих цветочных композиций в «Минскзеленстрое», Мингорисполкоме, комитете архитектуры и градостроительства, если необходимо. В процессе может оказаться, что планируемая нами композиция не совсем уместна на том или ином участке или нужно сделать картинку из других цветов: поменять ассортимент. Поэтому задел на будущий год создаем заранее, чтобы наверняка все успеть.

_MG_1582

_MG_1608

_MG_1597

 

Как на картинке

Проект цветника выглядит слегка схематично. Красками, приближенными к реальной гамме растений, выделены различные участки. Под картинкой написано, какой участок какими представителями царства Флоры будет заполнен. Оказывается, в наш век высоких технологий все еще остается место ручному труду дизайнеров.

– Четкие геометрические формы создаем сразу при помощи специальных программ: так гораздо проще, – объясняет Анна. – Если же цветник задуман в более свободном стиле: с плавными линиями, волнами и изгибами, то легче сначала нарисовать от руки, а затем отсканировать и доработать на компьютере.

Ландшафтные дизайнеры, проектируя ту или иную композицию, сразу учитывают, какие цветы будут в их распоряжении. Собеседницы говорят, что, приступая к работе над тем же панно, в воображении зачастую представляют готовый цветник из растений, а не просто картинку. Тогда остается только перенести образ на бумагу. Но бывает и по-другому: вроде и есть четкая идея, а приступаешь к эскизу и понимаешь, что картинка не нравится, начинаешь дорабатывать, что-то убирать, дополнять, и на выходе получается совсем другой проект.

Казалось бы, у дизайнеров непростая задача: нужно совмещать художественные способности со знанием всех видов рассады. Однако наши героини уверяют, что это не так сложно, ведь ассортимент растений, которые используются в озеленении города, не очень большой и запоминается быстро.

– Когда появляются новинки, безусловно, знакомимся с ними: изучаем цветовую гамму, особенности «характера»: любят солнце или тень, нормально ли соседствуют с другими растениями и так далее, – поясняет Настя. – Сейчас в панно, где должны быть четко видны границы цвета, применяются ковровые растения: разные виды бегонии, пиретрум, альтернантера… В более свободных цветниках, где по замыслу не предусматривается какого-то яркого рисунка, используют тагетес, агератум и другие.

Вообще же, как говорят специалисты, рецепт хорошего цветника – качественный посадочный материал и правильное воплощение проекта. На картинках все композиции красивые, но для того, чтобы они хорошо выглядели в реальности, необходимы хорошие цветы в достаточном количестве. Потому заявки на ассортимент и подают заблаговременно.

Работа над созданием проектов – творчество коллективное. Девушки выезжают на место, изучают площадку для будущей композиции, а потом каждая делает план проекта, обсуждают свои идеи, и в итоге рождается оптимальный вариант.

Конечно, не все цветники в городе придумывают наши собеседницы. В основном девушки разрабатывают оформление главных проспектов –Независимости и Победителей. В большинстве же районных «Зеленстроев» в штате есть свои ландшафтные дизайнеры, которые сами создают проекты цветников и согласовывают их с архитектурно-ландшафтной группой.

_MG_1616

_MG_1621

_MG_1619

Старым по-новому

Наверняка горожане замечают, что время от времени цветники в столице меняются: была одна картинка, а через пару лет на том же месте появляется другая. Как объясняют наши героини, такие перемены городу нужны, как, например, смена гардероба человеку: один и тот же пейзаж со временем надоедает. Поэтому дизайнеры постоянно придумывают что-то новое, чтобы зеленые зоны столицы никому не наскучили.

Анна говорит, что с 2005 года в озеленении многое поменялось: те же габионы, объемные цветники с применением геопластики стали использовать не так давно.

Еще одна новинка заявила о себе пару лет назад во время Минского городского фестиваля цветников: панно, приподнятое над землей по диагонали. Тогда на нем был изображен профиль Шерлока Холмса. Однако массового распространения эта идея не получила: конструкция такова, что цветам в ней недостаточно влаги, в почве они чувствуют себя гораздо лучше. Поэтому диагональные картины из растений применяют теперь там, где нельзя разбить традиционный цветник. Например, в нынешнем году возле Дворца спорта создали именно такое панно с изображением хоккеиста.

Кстати, архитектурно-ландшафтная группа занимается не только проектированием различных цветников. Специалисты также придумывают концепцию флористического оформления города, разрабатывают малые архитектурные формы. Например, иногда сами рисуют конструкции для вертикального озеленения, которые по их эскизам впоследствии выполняют на предприятии и устанавливают в различных точках Минска. Что же касается прочих новшеств в озеленении города, девушки признают, что, как правило, изобретением колеса не занимаются: чаще берут на вооружение идеи, воплощенные в других странах.

Несмотря на то что работа над проектами цветочного оформления на будущий год уже в самом разгаре, конкретные планы собеседницы пока не раскрывают. Сохранять интригу приходится, потому что проекты еще не согласованы.

_MG_1623

Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ