Кто такие дропы, и как кибермошенники узнают личные данные своих жертв

О том, что работники банков никогда не станут уточнять у клиента конфиденциальные сведения, сегодня транслируется практически из каждого утюга. Но все равно находятся те, кто ведется на уловки мошенников. О том, кто такие дропы и каким образом кибермошенники узнают личные данные своих жертв, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Минчанка хранила свои сбережения на депозитном счете. Однажды ей позвонил якобы сотрудник банка и сообщил, что ее кровные находятся в опасности. Дабы сберечь деньги, женщине срочно нужно их обналичить и передать у одного из торговых центров его «секретному» коллеге. Так наивная гражданка и поступила. Стоит ли говорить, что больше свои 10 тыс. рублей она не видела.

Еще с одной минчанкой мошенники «работали» на протяжении недели. По их просьбам женщина оформляла дополнительные банковские карты, сообщала реквизиты, а потом и вовсе под чутким руководством негодяев установила на смартфон программу удаленного управления, назвав им пароль учетной записи. Так доверчивая горожанка лишилась более 200 тыс. долларов.

Последние несколько лет не теряет актуальность такой вид мошенничества, как вишинг — когда потерпевшим звонят якобы работники банков, — говорит начальник отдела по расследованию преступлений против информационной безопасности и незаконного оборота наркотиков управления Следственного комитета по Минску Дмитрий Острейко.  Злоумышленники используют методы социальной инженерии, всячески подстраиваются под собеседников. Как правило, изначально им известны лишь фамилия, имя, отчество и номер телефона потенциальной жертвы. Поверьте, этого достаточно. Далее они просто развивают разговор в нужном направлении.

Дмитрий Острейко

Возникает вопрос: откуда негодяи узнают такие сведения о гражданах? Да из того же Интернета! Ради интереса просмотрите в соцсетях странички своих знакомых — уверена, среди них наверняка найдутся те, у кого в общем доступе указаны дата рождения, номер телефона, данные родителей…

А иногда эти сведения становятся известны мошенникам из клиентских баз данных какой-нибудь торговой сети или участников дисконтных программ. Как правило, их создают, чтобы отправлять покупателям информацию о скидках, начислении бонусов, поздравления с праздниками. Там содержатся Ф. И. О. клиентов, даты рождения, адреса места жительства или доставки товаров, номера телефонов и так далее. Такие базы мошенники могут покупать у непорядочных работников компаний, или же по просьбе злоумышленников некоторые умельцы их взламывают.

Киберзлодей весьма правдоподобно рассказывает потенциальной жертве о том, что с ее банковским счетом неизвестные пытаются осуществить какие-то подозрительные операции, предлагая перевести деньги на другой, якобы безопасный. Гражданин тотчас следует рекомендации и… лишается сбережений. Среди таких потерпевших был даже руководитель крупного столичного предприятия, которому злоумышленники сообщили, что с его депозита пытаются похитить средства. Тот поверил и перевел на подконтрольный мошенникам счет 30 тыс. рублей. Потом с ним связался действующий сотрудник банка и предупредил о большой комиссии за совершенную операцию. Тогда мужчина и понял, что его обманули.

Но, по словам собеседника, большинство потерпевших — люди пенсионного возраста. Причем некоторые уверены: раз у них нет банковских карт, они никогда не станут жертвами мошенников. А зря…

Достаточно иметь счет или вклад в банке. Тогда цель злоумышленников — узнать идентификационный номер паспорта гражданина. После этого они подключают услугу интернет-банкинга, просят жертву сообщить им приходящие в SMS-сообщениях коды, которые дают право совершать расходные операции, — продолжает Дмитрий Анатольевич. — Как правило, к таким преступлениям причастны сразу несколько человек. Один беседует с потерпевшим, выведывает у него необходимую информацию, другой в это время активирует интернет-банкинг и переводит деньги на подконтрольный счет. Третьи, как правило, подставные лица, занимаются обналичиванием денег. В последнее время это делают на территории Беларуси, хотя сами злоумышленники чаще всего находятся за границей. После наличность передают так называемым обменникам, которые переводят ее в криптовалюту и зачисляют на биткоин-кошельки мошенников.

Граждане, обналичивающие деньги, получают определенное вознаграждение. Так, один минчанин, участник такой преступной группы, подыскивал карточки на имя подставных лиц, сообщал реквизиты представителю call-центра, находящемуся за пределами страны. После того как туда зачислялись деньги, его задача была их обналичить и обменять на биткоины. Чтобы лишний раз не светиться самому, он под различными предлогами отправлял к банкоматам свою подругу, которой, разумеется, не рассказывал, чем промышляет. Недавно эту парочку задержали.

Иногда столичным следователям приходится иметь дело с дропами — теми, кто за вознаграждение оформляет на свое имя банковские карты и передает их в пользование третьим лицам. Ими нередко становятся студенты или знакомые злоумышленников, которые соглашаются выручить приятелей. Разумеется, не бесплатно — их «гонорар» составляет от 10 до 100 рублей. К слову, в последующем эти люди также становятся фигурантами уголовных дел.

Собеседник отмечает, что далеко не все потерпевшие обращаются в милицию. Причины тому разные: кому-то стыдно, для кого-то похищенная сумма незначительна, а кто-то просто не хочет тратить время на общение с людьми в погонах… Однако после граждане весьма удивляются, когда через некоторое время следователи сами связываются с ними.

О подобных фактах необходимо сразу же сообщать в органы внутренних дел, — советует Д. Острейко.  Возможно, сохранившиеся у вас сведения помогут скорее изобличить злоумышленника или доказать его вину в совершенном преступлении.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ