Кто управляет дронами и что тормозит развитие беспилотников в Беларуси?

Беспилотным летательным аппаратам (БЛА) прочат большое будущее. Уже сейчас их применяют для охраны государственной границы, обнаружения дефектов и повреждений на линиях электропередачи и трубопроводах. Корреспондент агентства «Минск-Новости» решил узнать, кто управляет этой техникой.

Рабочее место

Беспилотники часто называют дронами – от английского drone, что в переводе означает «трутень», «бездельник», «гудеть», «жужжать». До встречи с оператором беспилотного летательного аппарата ООО «КБ ИНДЕЛА» Алексеем Блажилиным считал, что в его профессии нет ничего сложного. Целыми днями играешь, как в компьютерных симуляторах, в самолетики и вертолеты, да еще деньги за это получаешь. Но реальность оказалась совсем не похожей на мечту подростка.

Встретились мы с Алексеем в конструкторском бюро, полном разнообразными разработками и макетами БЛА: мультикоптерами, вертолетами, самолетами. Некоторые из них были даже подвешены к потолку прямо над столами инженеров.

IMG_6809

IMG_6811

IMG_6816

IMG_6822

 

После небольшой экскурсии по компании Алексей с улыбкой сказал: «А теперь идем в мой офис на колесах». Оказалось, что основное рабочее место пилота-испытателя находится внутри микроавтобуса. Внешне это обычный, ничем не примечательный фургон, каких много ездит по городу, зато внутри смонтирована наземная станция управления: два автоматизированных рабочих места, 4 монитора, приборная панель с джойстиками и множеством различных датчиков и индикаторов.

IMG_6826

IMG_6864

– У меня нет четкого графика, – говорит Алексей. – К сожалению, в нашей работе многое зависит от переменчивых погодных условий. Также для испытаний мы используем полигоны и воздушные пространства над ними, а для этого необходимо разрешение соответствующих органов. Получать его приходится заранее, и это сильно тормозит развитие БЛА в Беларуси.

Полет

Испытания беспилотной авиации в Беларуси проходят только на полигонах. На одной из таких площадок тестировали вертолет INDELA-I.N.SKY. Он способен развивать скорость до 140 км/ч, совершать полет на расстояние около 350 км, находиться в воздухе около 5 часов.

Аппарат аккуратно выгрузили из микроавтобуса. Далее, как и в случае с большой винтокрылой машиной, провели полную предполетную проверку всех систем контроля и управления.

Только после этого и команды «от винта» аппарат поднялся в небо. Изображение на мониторы передавалось со специальной оптико-электронной системы, установленной на вертолете. Мне продемонстрировали, как INDELA-I.N.SKY автоматически выполняет полетное задание, измеряет расстояние до объектов, определяет географические координаты и производит автослежение.

rNatY

Operanor BLA main

operator BLA add (ИРА)

камера

Со стороны это отдаленно напоминало качественный авиасимулятор. Вот только крушение принесло бы фирме значительные убытки.

– Чтобы управлять таким миниатюрным вертолетом, необходимы знания физики, математики, картографии, метеорологии и конечно же аэродинамики, – рассказывает Алексей.

После летных испытаний команда возвращается в офис, где анализирует работу БЛА: вся информация о показателях полета, любых отклонениях передается конструкторам, математикам и программистам.

– Задачи ребятам попадаются порой очень сложные, – рассказывает Алексей. – К примеру, недавно одна крупная нефтедобывающая фирма поинтересовалась, возможно ли использовать наш вертолет при геологической разведке в условиях Северного Ледовитого океана. Сложность заключается в том, что двигатель беспилотника работает на высокооктановом бензине, а на борту любого морского судна разрешено хранить только керосин и дизельное топливо, остальные виды горючего считаются пожароопасными. Менять нужно не только конструкцию двигателя, но и самого БЛА, чтобы он мог летать в условиях Северного и Южного полюсов. На мой взгляд, проще создать аппарат для работы в космосе. Но ребята с подобными заданиями справляются. К примеру, они разработали отличное решение для борьбы с насекомыми-вредителями для сельского хозяйства – вертолет, способный на низких высотах (до 3 м) распылять ядохимикаты в строго заданных координатах, при этом имеется возможность регулировать дозировку, ширину обрабатываемой полосы и высоту, на которой происходит химобработка. В результате распыление химикатов происходит более точно и эффективно, снижается их расход и минимизируется ущерб, наносимый окружающей среде. Подобную методику активно используют в Японии.

Дополнительная информация

Во всем мире существует десяток фирм, выпускающих беспилотные вертолеты такого класса. Одна из них – белорусская компания «КБ ИНДЕЛА». Когда несколько лет назад она разработала первый отечественный БЛА вертолетного типа, стало понятно, что в Беларуси специалистов, которые могут им управлять, практически нет. Руководство компании решило вырастить своего пилота. Алексей Блажилин первое образование получил на факультете информационных технологий и робототехники БНТУ, а затем обучался на курсах операторов БЛА в Минском государственном высшем авиационном колледже.

Фото автора и из архива ООО «КБ ИНДЕЛА»

Самое читаемое