КУПАЛАЎСКАМУ – 100. Актриса Тамара Миронова: «Хочу говорить о хорошем в человеке»

Почти 200 ролей в театре и кино. Ее героини — добрые, милые, радушные, смешные, мудрые, заботливые, хозяйственные, загадочные мамы, бабушки, жены, соседки, консьержки, библиотекари, экономки, поварихи, няни… О своем пути в Купаловский театр и творческой деятельности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала актриса Тамара Миронова.

«Паўлінка»

Крещение «Паўлінкай»

— В Купаловский вы пришли почти 20 лет назад. Как приняли в коллектив и что доверили играть?

— В 2001 году меня пригласил главный режиссер театра Валерий Раевский. Он ставил «Трыбунал» на «Вольной сцене». Там мы впервые поработали вместе, и он решил, что я достойна служить в Купаловском. Меня ввели в спектакль «Ажаніцца — не журыцца» и в «Паўлінцы» в массовке на сундуке сидела. Так уж заведено в театре: и молодые, и опытные актеры проходят крещение «Паўлінкай». Наша работа такая: куда бы ни пришел, должен показать, что из себя представляешь. Никто препятствий не строил, смотрели, на что способна. Потом в «Паўлінцы» играла Адельку, затем попросила роль Агаты и играю ее до сих пор.

— Роль Ганны в спектакле «Вечар» знаковая в вашей карьере? Менялось ли с возрастом отношение к героине?

— В «Вечары» играла еще в постановке Валерия Мазынского в союзе театральных деятелей. Когда пришла в Купаловский, Валерий Раевский решил тоже поставить эту пьесу и спросил у меня, могу ли отказаться от той Ганны. Ответила: «Могу». Мне всегда интересно по-другому подойти к роли, не зацикливаться на том, что делала. А какие партнеры — только мечтать! Народный артист СССР Геннадий Овсянников, народный артист БССР Геннадий Гарбук — царство ему небесное… Мы и сейчас играем «Вечар» с большим удовольствием. Ганна — одна из моих любимых ролей. Конечно, играю ее не так, как начинала.

— Вы создавали и разные образы Кучерихи: для фильма «Франц + Полина» и спектакля «Не мой». Чем они отличаются? Что далось сложнее?

— Кино снято по инсценировке Алеся Адамовича. Он написал ее по своей же повести «Немко». Сценарий 13 лет пролежал на студии. Режиссер Михаил Сегал его только немного переработал. В Купаловском же инсценировку по повести делал Александр Гарцуев. «Немко» — большое и многогранное произведение, и каждый режиссер брал то, что ему ближе. Поэтому получились два разных творения.

В кино самое сложное — сыграть смерть Кучерихи. Никак не могла понять, как это сделать. Много об этом думала. Помогли наблюдения за людьми. Режиссер ничего не навязывал, только подсказывал и направлял. Мы хорошо понимали и чувствовали друг друга. Я даже получила награду за лучшую женскую роль на фестивале «Созвездие» в Твери. Очень этим горжусь. И фильм, по-моему, получился. Еще снималась у этого режиссера в «Рассказах», где роль библиотекаря он писал для меня.

В театре же создала новый образ Кучерихи, поскольку в спектакле героиня показана с другой стороны.

Сцена из спектакля «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях»

— Какая роль оказалась самой не­обычной?

— Играла в спектакле «Женитьба» мужскую роль — Подколесина. Ничего не утягивала, говорила своим голосом, просто надела мужской костюм. Самое удивительное, ни один зритель ни в Беларуси, ни в Англии не спросил, почему играет женщина. Для меня это загадка. В театре «Дзе-Я?» делали много экспериментальных постановок. Это был очень интересный период в жизни. Например, мы две одноактовки играли на одной площадке одновременно. Такого никто не делал и до сих пор не делает. Считаю, экспериментальный театр нужен в стране.

— Дисбаланса при распределении ролей между молодыми и возрастными актерами не чувствуете?

— Это было и всегда будет. Пьес для молодых актеров больше, чем для людей моего поколения. Не вижу в этом проблемы. Да, ролей меньше, но и силы уже не те.

«Ажаніцца – не журыцца»

Смена обстановки

— Предложения по съемкам в кино есть на этот год?

— Есть, но рассказать пока не могу. Это плохая примета. Если ничего еще не началось — молчи. Скажу только, что сейчас снимают «Сватов 7», я там в одном эпизоде появлюсь.

— В последние годы выходят по 4–5 фильмов с вашим участием. Вы ходите по кастингам?

— Кто меня знает, может сразу утвердить на роль, а если кто хочет познакомиться — иду на кастинг. В этом нет ничего плохого. Это часть профессии. Режиссеры должны видеть актера, его возможности. На «Беларусьфильме» меня знают, но тоже бывают кастинги. Вот недавно сделали хороший фильм про Купалу. Готовую ленту не видела, но все мы хотим, чтобы наше кино прозвучало. Снималась в белорусской картине «В поисках ангела». А так в основном приглашают в российские фильмы.

— Часто отказываетесь от ролей?

— Один раз предложили лежать в крови. Сказала: не буду. Я не люблю бойню и не хочу в этом участвовать. Хочу говорить о хорошем в человеке. Он должен знать, что у него огромный потенциал. Поэтому соглашаюсь на этих добрых, теплых, смешных бабушек, соседок, тетушек. Они хорошие, позволяют над собой посмеяться.

— У вас плотный рабочий график. Как отдыхаете?

— Еду на дачу, чтобы походить по лесу, подышать свежим воздухом, побыть в тишине.

«Вечар»

— Грядки сажаете?

— При моей работе некогда. Театр уходит на каникулы в августе, а все съемки в кино начинаются летом. Пока приглашают, надо сниматься.

— Вы стараетесь идти в ногу со временем? Осваиваете новые технологии?

— А как же! Весь мир пользуется компьютерами, смартфонами, Интернетом. Я ж не буду от этого отгораживаться. В социальных сетях не пишу. Смартфоном пользуюсь только по делу: плачу за квартиру, читаю что-то полезное. Это прекрасное изобретение, но сидеть там с утра до вечера глупо. Еду в метро — все в телефоны уставятся. Когда их не было, люди друг с другом разговаривали, в глаза смотрели. Мне кажется, коты и собаки больше понимают людей, чем мы друг друга. Неудивительно, что у многих есть домашние животные. Людям не хватает глаз, чтобы смотрели, чувствовали.

— У вас есть питомцы?

— Собака и два кота. Все дворняги. Мирно живут.

— Театр способен вернуть человека к человеку?

— Он это и делает, возвращает к душе, мыслям. Зритель наблюдает за актерами, и это ему приносит удовольствие, позволяет ощутить счастье от общения.

— Как за 20 лет изменился Купаловский?

— Мне кажется, он сейчас на подъеме. Пришли в театр художественный руководитель Николай Пинигин, молодые режиссеры и актеры. Много талантливых ребят. Но мировая тенденция такова: сейчас в приоритете постановочные спектакли в театре. Акцент делается на визуальную часть, а не на общение со зрителем, душевность, которой славится Купаловский. Наш молодой режиссер Роман Подоляко уже сделал два очень теплых спектакля на Камерной сцене. Так что сохраняем и это направление.

Справочно

Тамара Миронова родилась в Вильнюсе, где по направлению работали ее родители из России. Играла в любительских студиях, откуда ее пригласили в профессиональный театр в Бобруйске — Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича. Там проработала 15 лет. По приглашению Николая Трухана уехала в Минск и играла в его экспериментальном театре «Дзе-Я?» (сейчас Новый драматический) почти 10 лет. После смерти Николая Николаевича год исполняла обязанности главного режиссера, но потом ушла из театра. Работала на «Вольной сцене» при Белорусском союзе театральных деятелей. С 2001 года служит в Купаловском. Играет в спектаклях «Паўлінка», «Вечар», «Ноч на Каляды», «Юбілей ювеліра», «Зямля Эльзы», «Людзі на балоце», «Дзве душы», «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». В кино начала сниматься почти в 50 лет, но это не помешало ей стать королевой эпизода и завоевать народную любовь.

Недавно Тамара Миронова отметила 70-летие. В честь юбилея в Купаловском театре 9 февраля прошел творческий вечер заслуженной артистки Беларуси.

Фото из архива Купаловского театра

Читайте также:

КУПАЛАЎСКАМУ – 100. Тамара Миронова – народная королева театра

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ