Купаловский театр как музей: экскурсия по закулисью

Международную акцию «Ночь музеев» провели в Национальном академическом театре им. Я. Купалы 18 мая, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На один вечер старейшая сцена страны превратился в музей. И не случайно: ведь здесь бережно хранят историю театрального искусства Беларуси. Познакомиться с ней, узнать интересные факты и увидеть закулисье в Купаловский на экскурсии пришли порядка 160 минчан. В роли гидов – администраторы, актеры, работники литературно-драматургического отдела.

В этот вечер для посетителей открыли служебный вход. Мы попали в группу в актрисе Кристине Дробыш. Она поприветствовала всех собравшихся и  сообщила, что у нас есть уникальная возможность пообщаться с народным артистом СССР и Беларуси Геннадием Овсянниковым.

В Купаловском он работает с 1957 года. До сих пор играет в спектаклях «Вечар», «Людзі на балоце», «Пан Тадэвуш». Поклонники театра с удовольствием  задавали вопросы мэтру сцены и про любимые роли, и про любовь, и про дружбу с Геннадием Гарбуком. Актер искренне, с юмором отвечал людям. Он рассказал, что сейчас репетируют новую роль в спектакле «Шляхціц Завальня або Беларусь у фантастычных апавяданнях», премьера которого в июле. Ранее он играл в моноспектакле, поставленному по этому произведению Яна Борщевского. Беседа длилась недолго, но на память людям подарили фотоокрытки. Желающие моли взять автограф у Геннадия Овсянникова.

Пока длилась автограф-сессия, директор Купаловского  Павел Латушко сообщил, что уже в сентябре откроется 100-й сезон. Столетие же театр отпразднует в 2020-м. К этой дате готовят немало сюрпризов.

— В 1920 году в этом здании начал работать  Белорусский Государственный Театр, созданный актером и режиссером Флорианом  Ждановичем. В то время действовали белорусская, русская и еврейская труппы актеров, — отметил П. Латушко.

На вопрос, появится ли в репертуаре спектакль «Тутэйшыя», ответил, что это мечта и этот вопрос будет обсуждаться с художественным руководителем Николаем Пинигиным.

Тем временем Кристина Дробыш пригласила всех на экскурсию. Но прежде чем отправиться по необычным для зрителей местам, она рассказала про  основательницу  белорусского театра Франтишку Уршулю Радзивилл, в честь которой названа кофейня Купаловского.

После этого мы поднялись на второй этаж, где размещаются  цеха, которые помогают артистам создавать образ персонажа. Первым делом заглянули в костюмерный цех. Аромат свежевыглаженных рубашек и платьев  окутал посетителей. На многочисленных вешалках — наряды актеров из спектаклей «Паўлінка», «Пінсках шляхта»  и других постановок.  Здесь же стояли разные пары обуви, хранились и шляпки.

— Большая часть костюмов находится в другом помещении. Сюда приносят одежду для предстоящих спектаклей, — отмечает экскурсовод. —  Работа костюмеров непростая. Они отвечают за то, чтобы одежда была всегда чистой, ухоженной.

В гримерном цехе мы увидели  коллекцию париков, которые используют актеры в разных спектаклях. Девушки с интересом разглядывали туалетные столики с косметикой и различными аксессуарами для макияжа.

На вопрос, пользуются ли актеры белорусской косметикой, К. Дробыш сказала, что они поддерживают отечественных производителей.

— У нас есть мастера, которые делают усы. Это очень сложная и тонкая работа, — обращает она наше внимание на столик, где разложены загадочные инструменты и заготовки для усов.

Идем к соседней комнате, где  размещается склад реквизиторского цеха. В небольшом помещении можно найти любые вещи: от бутафорского картофеля до детской коляски. Кристина принесла яблоко из спектакля “Ураджай”, и все с интересом трогали его. Люди не верили, что оно ненастоящее —  уж очень натурально выглядит.

Она закрывает склад и рассказывает, что холл,  в котором мы находимся, называет арт-фойе. Не случайно здесь стоят кресла и кофейные столики, на стене – большое зеркало.

— Это место, где актеры готовятся к выходу на сцену. Тут мы можем почитать текст, повторить его друг с другом. Есть и кабинка для переодеваний. Возле нее  — выход на сцену, — сообщила артистка и пригласила пройти к ней. Пространство вокруг сценической площадки выкрашено в черный цвет. Сама же сцена из-за кулис выглядит огромной и таинственной. Вдоль стен стоят элементы декораций от спектаклей, реквизит. С потолка свисают десятки осветительных приборов.

— Мы не заходим на сцену в обуви  с улицы. Просто так ходить по ней тоже не стоит. Есть легенды, что сцена может  отомстить. Поэтому мы с уважением относимся к ней. Некоторые актеры  даже разговаривают с ней, могут дотронуться до нее и попросить помощи, — делится секретами Дробыш.

Экскурсия продолжается, и мы идем на 3-й этаж. Там  размещаются гримерки артистов  и портретная галерея. На стенах – картины, изображающиеся выдающих деятелей Купаловского. Среди них – Флориан Жданович, Глеб Глебов, Стефания Станюта,  Валерий Раевский…

— Портрет Виктора Тарасова отдан театру Национальным художественным музеем, все остальные  написаны студентами Академии искусств под руководством главного художника Купаловского Бориса Герлована, — отмечает гид.

Поднимаемся на 4-й этаж, где находится Камерная сцена. К удивлению посетителей, она превратилась в экспозиционный зал. Здесь представили костюмы с постановок «Пан Тадэвуш», «Паўлінка», «Чорная панна Нясвіжа», «Ноч на Каляды», «Зямля Эльзы», макеты к спектаклям «Хам», «Талерантнасць», «Выкраданне Еўропы», «Людзі на балоце», «Радзіва Прудок», афиши театра разных лет.

Полюбовавшись прекрасными экспонатами, спускаемся на 2-й этаж.

В одном из коридоров  встречаем  огромного белого медведя.

 — Его сделали  в нашем бутафорском цеху для спектакля «Школа падаткаплацельшчыкаў».  В этом цеху создают весь реквизит, который может понадобиться для постановки, — говорит Кристина, а в это время люди активно фотографируются с мишкой.

Завершив фотосессию, идем в Каминный зал, где проходят различные мероприятия. В роскошном помещении нас  встречал  ансамбль цимбалистов «Лилея» из Академии музыки. Ребята сыграли полонез Огинского. На этой прекрасной музыкальной ноте и завершилась экскурсия.

Люди расходились счастливыми, что смогли приобщиться к жизни главного драматического театра страны.

— Купаловский – это уже легенда. Попасть сюда закулисы для нас огромное удовольствие. Мы очень довольны экскурсией, — делится впечатлениями Алена Саладовникова, которая пришла с мужем и младшей дочерью. —   Мы посещаем этот театр с 1994 года. Тогда я привела на спектакль «Гарольд и Мод» своего будущего мужа, который до этого никогда не был в театре. Для нас было важно, полюбит ли он это искусство. С тех пор мы вместе посещаем не только спектакли, но и все мероприятия, которые здесь проводятся. 

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ