КУПАЛОВСКОМУ — 100. Художник-постановщик Екатерина Шиманович — о превратностях судьбы и источниках вдохновения
Влияние обеденного перерыва на выбор профессии и Гарри Поттера — на сценографию. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с молодым художником-постановщиком Екатериной Шиманович о превратностях судьбы и об источниках вдохновения.

Сцена из спектакля «Радзіва «Прудок»
Выпускница Белорусской государственной академии искусств дебютировала в роли художника-постановщика на Камерной сцене Национального академического театра имени Янки Купалы в 2017 году, создав декорации и костюмы для спектакля «Запалкі». Екатерина вспоминает, что начинать карьеру в этом театре было волнительно:
— Когда нет опыта, страшновато делать что-то новое. Купаловский стал для меня родным. Здесь же работает главным художником Борис Федосеевич Герлован, у которого училась в академии. С одногруппниками часто приходили в театр, показывали свои эскизы, макеты. Он нас многому научил. Благодаря ему характер закалился, стала чувствовать себя уверенно в профессии. Борис Федосеевич всегда откликается на просьбу о помощи, дает советы, подсказывает, но в творческий процесс не вмешивается.
Екатерина Шиманович после прочтения пьесы записывает первые ассоциации, а дальше начинает размышлять и формировать концепцию для визуального оформления спектакля, рисовать эскизы декораций и костюмов, создавать макет.
— Всё обсуждается с режиссером. Приятно, если идея ему импонирует. Тогда работается легко. Если же этого не происходит, ищем компромисс. Стараюсь убедить, показать, как идею можно использовать. Обычно мне везет: к общему решению приходим быстро. У меня в голове всегда есть цельная картина, как декорации, реквизит, костюмы должны выглядеть в итоге. Представить это во многом помогает макет, — рассказывает собеседница. — Его создание — увлекательный и кропотливый процесс. В годы учебы старались делать выставочные макеты. Они, конечно, получаются более эффектными, поскольку даешь волю фантазии, нет заданных параметров сцены, ограничений по технологиям, смете. В рабочих же макетах всё должно быть точно. Также подбираю материалы для костюмов и изготовления декораций, курирую спектакль до выпуска.
Екатерине удается создавать современную стильную сценографию.
Зрители восхищаются космическим миром спектакля «Радзіва «Прудок», модными и экспериментальными костюмами героев «Караля Ліра», мистической атмосферой в постановке «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях».

Сцена из спектакля «Щляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных
апавяданнях»
В ее работах всегда чувствуется авторский стиль: лаконичные формы, объемные костюмы, внимание к деталям, гармония.
— Не люблю бытовые декорации. Мне близок минимализм. Восхищаюсь творчеством сюрреалистов, их умением сочетать несочетаемое, придумывать новые формы, — говорит Екатерина.
По натуре она мечтатель. Любимая книга — про Гарри Поттера. Сейчас купила сборник сказок Киплинга, чтобы не скучать дома.
Пожалуй, волю своей богатой фантазии дает, создавая сценографию для детских постановок. В марте в Большом театре Беларуси состоялась премьера оперы «Кошкин дом» для юных зрителей. Яркие необычные костюмы и куклы вызвали восторг не только у малышей, но и у взрослых.
Этот театр стал для Екатерины первым местом трудоустройства: в студенческие годы начинала ассистентом главного художника, со временем ей доверили оформлять Новогодний бал, делать костюмы для оперы «Сельская честь». Дебют в роли художника-постановщика детской оперы оказался успешным.
— В Большом театре Беларуси в первую очередь нужно думать про звук, удобство пения в костюмах, расположение исполнителей на сцене, — отмечает она. — Стараюсь найти компромисс.
Сотрудничает Екатерина и с другими театрами. Например, создавала декорации и кукол для спектакля «Маленький Мук», что идет на сцене Русского театра кукол в Таллине. Работала в творческом тандеме с мужем Сергеем Ашуха. Он также художник-постановщик. Будучи студентами, стали победителями выставки «Осенний салон — 2017». Делали совместно и сценографию для спектаклей Купаловского «Зямля Эльзы» и «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». За последний в этом году оба удостоены премии имени Ивана Ушакова. Церемонии награждения пока не было, но победителей уже оповестили. Екатерина Шиманович получала эту премию в 2018-м за «Запалкі», в 2019-м — за «Радзіва «Прудок».

«Кароль Лір»
Сейчас трудится над постановкой «Тутэйшыя», премьера которой анонсировалась на июнь.
— Концепция есть, макет готов, но не люблю раньше времени рассказывать. Мы еще в начале производства, — не захотела приоткрыть тайну художница.
О своей же профессии говорит с любовью и теплотой. Оказывается, выбрала ее по воле случая:
— С детства знала, что буду заниматься искусством. Повлияли родители. Мама окончила Глебовку, работает дизайнером. Папа тоже учился в художественной школе, но стал анестезиологом-реаниматологом. Однако творчество взяло верх: сейчас делает арт-объекты и предметы интерьера из дерева и металла. Я, сколько себя помню, всегда рисовала. С 5-го класса училась живописи в Гимназии-колледже искусств имени И. О. Ахремчика. Думала поступать на монументальное отделение, но преподаватели посоветовали выбрать театрально-декорационную живопись (ТДЖ). Специально пришла в последний день подачи документов. Отправилась на кафедру монументально-декоративного искусства, но там был обед. Поняла, что это знак, и подала документы на ТДЖ. Ни разу не пожалела о выборе специальности. Мир театра удивителен, и для художника там много возможностей для реализации.
Справочно
Молодой сценограф Екатерина Шиманович третий год подряд получает премию имени Ивана Ушакова за художественное оформление спектаклей Купаловского театра. Иван Ушаков (1910-1966) — первый художник Купаловского театра, заслуженный деятель искусств БССР. Его именная премия вручается с 2000 года молодым сценографам за лучшее художественное оформление спектакля.