Купить авиабилет, сходить за лекарством и не навязываться гостю — особенности профессии швейцара

Швейцар одной из гостиниц в Центральном районе Виктор Сакович рассказал, почему его профессия считается делом для дедушек, сколько он получает на чай, а также вспомнил забавный случай, когда преклонил колено перед клиентом.

Много лет Виктор Антонович проработал учителем французского языка в школе. Работа так гармонично вписалась в будни специалиста, что, когда три года назад пришло время выходить на пенсию, его одолела жуткая тоска.

— Сидеть дома оказалось хуже смерти: начинал накручивать себя и страдал еще больше, — признается Сакович. — Решил подыскать новое место. Посмотрел фильм о швейцаре. Понял, что хочу быть как он: работа интересная, есть возможность применить свои профессиональные знания на практике. Видимо, небеса мне благоволили. Пришел в нужное время в нужное место. По требованиям нанимателя проходил: имел высшее образование и владел иностранным языком.

Виктор Антонович работает в дневные и ночные смены. В его обязанности входит приветствовать гостя: встретить его на парковке, подать руку, если тот выходит из машины, открыть перед ним двери гостиницы.

— В дождь проводим клиента до машины, держа над его головой зонт, — продолжает Сакович. — Иногда происходят и забавные случаи. Зимой прилегающую к гостинице территорию посыпали солью. Но в одном месте наледь осталась незамеченной. Вышел встречать посетителей, поскользнулся и упал прямо на колено перед дверью авто. Из салона первым вышел ребенок, и его родители подумали, что я специально сделал такой жест. Сам потом долго смеялся над произошедшим.

Иногда швейцары выполняют и обязанности портье. Поэтому Виктору Антоновичу приходится доставлять багаж — порой весом более 30 кг! — в номер постояльца. Если клиент несет чемоданы сам, то швейцар вызывается сопроводить его, дабы помочь найти номер и открыть его.

— Моя задача — сделать все, чтобы гость не чувствовал себя неуютно в отеле, — поясняет собеседник. — Но поступают и неординарные просьбы. Как-то один постоялец попросил съездить купить авиабилет, другой — сходить за лекарством в аптеку. Чаевые в связи с кризисом дают редко. Иностранцы, как правило, оставляют по 1–2 евро. Самые большие чаевые вручил российский бизнесмен. Сумму озвучить не могу. Скажу лишь, что в ней было пять нулей, если исчислять в белорусских рублях. Для швейцара такие деньги — неплохое подспорье. Ведь заработная плата составляет всего 3 миллиона рублей.

Чаще всего в гостиницу заселяются россияне и гости из Ближнего Востока. Во время чемпионата мира по хоккею здесь проживали финские и немецкие болельщики. По вечерам сидели в лобби-баре и смотрели матчи по телевизору, кричали, смеялись… Из артистов в разные времена в отеле останавливались Иосиф Кобзон, Наталья Подольская, Владимир Пресняков — младший, Лев Лещенко, Владимир Винокур. Стас Михайлов и Мирей Матье в качестве чаевых подарили швейцару свои диски с автографами. Специалист признается, что часто их слушает дома.

— Удалось перекинуться несколькими фразами с Жоресом Алферовым. Приятно, что в обычной жизни он разговаривает по-белорусски, — замечает Виктор Антонович.

По правилам швейцару нельзя навязываться гостю. Начинать разговор может только клиент. Но если он задает вопрос о работе гостиницы, нельзя ответить: «Я не знаю». Должен уточнить информацию у администраторов. Запрещено давать сведения кому-либо о проживающих в заведении.

— Если к вам заселится Алла Пугачева, не расскажете об этом даже жене?

— Нет, тем более что супруга этими вопросам и не интересуется.

Рабочий день — 12 часов. Почти все это время приходится проводить на ногах. Каждые два часа разрешается сделать перерыв и присесть на 10 минут. Но иногда гостей приезжает так много, что не до отдыха.

— По мне, лучше много работы, чем ее отсутствие. Время, когда ждешь клиентов, тянется долго. Чтобы как-то себя занять, учу стихи. В последнее время меня привлекает белорусская поэзия. Читаю поэму «Новая земля» Якуба Коласа, — рассказывает об увлечении Сакович.

Кроме Виктора Антоновича в гостинице работают еще три швейцара. Двоим по 26 лет, еще одному — 47. Однако, как отмечает наш собеседник, эта профессия считается делом для дедушек: в такой роли чаще выступают люди пенсионного возраста.

— Возможно, это обусловлено психологически: к пожилому проще обратиться за помощью, — считает собеседник.

Да и в униформе, которая состоит обычно из кителя, брюк и фуражки с символикой гостиницы, такой сотрудник выглядит солидно. Один из обязательных атрибутов швейцаров — белые перчатки. Их специалист должен менять дважды за смену.

— Конечно, труд не из легких, — не скрывает собеседник. — В конце рабочего дня все тело ломит. Но я не делаю из этого трагедии. Думаете, молодым людям было бы легко?

Сакович работает в окружении администраторов и охранников, которым чуть больше 25 лет. Старается быть для них своим: просит называть по имени, никогда не поучает и не жалуется на плохое самочувствие.

— За время, которое здесь тружусь, у нас было два корпоратива. Ни на один не попал из-за дежурства. Но если получится, на следующий праздник пойду с удовольствием, — заверяет Виктор Антонович.

В Минске швейцары работают во всех четырехзвездочных отелях. Правда, в некоторых заведениях — только в дневное время.

— В Калифорнии в одной из гостиниц работает робот-дворецкий: вызывает для постояльцев лифт, доставляет в номера свежую прессу, напитки и еду. Не получится ли так, что в будущем от профессии швейцара придется отказаться?

— Не думаю. Ведь считается, что в гостинице два главных человека — директор и швейцар, которого гость видит первым при въезде. Именно этот специалист создает впечатление о заведении.

Семья к службе Виктора Саковича относится позитивно. Дети иногда заходят к нему на работу. Гордятся, что он трудится в престижном месте. Для них самое главное — видеть, что их папа счастлив.

Дополнительная информация

В Беларуси более 20 вузов готовят профессионалов в сфере гостеприимства. Здесь обучают специалистов, которые могут выполнять различные обязанности — от приема гостей до маркетинговых исследований.

Самое читаемое