Курс на толерантость, или Инклюзивное образование на примере школы № 111

Средняя школа № 111 — одна из ведущих в столице в области реализации проекта инклюзивного образования.

Как рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» директор школы Светлана Протасевич, дети с особенностями психофизического развития максимально включены в процесс обучения и воспитания.

_MG_1146 copy

Расположенная в Лошице 111-я школа была открыта не так давно — в 2006 году, но за короткое время добилась немалых успехов. Так, она стала инновационной площадкой Министерства образования и ресурсным центром Ленинского района по специальному образованию. А в прошлом году заняла 2-е место в городском конкурсе «Лучшее учреждение образования».

_MG_1170 copy

— Сейчас у нас занимаются 18 учащихся с особенностями психофизического развития, в том числе 8 детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Это 8 классов интегрированного обучения и воспитания. Для них создана безбарьерная среда — есть пандусы, лифты, — рассказывает С. Протасевич.

_MG_1089 copy

— Всего в школе обучаются 1.015 детей. С ними работают 90 педагогов. Это высококвалифицированные специалисты — более 80 % из них имеют высшую и первую категории. Кстати, благодаря их мастерству из наших стен уже вышли 4 лауреата Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов.

Важным этапом в истории школы стала реализация в 2010–2013 годах инновационного проекта «Внедрение модели формирования толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития». С тех пор в учреждении традиционно проводится «Неделя толерантности».

— Мы действительно сформировали толерантное отношение к детям с особенностями, сейчас у нас проблем нет. Только поначалу у здоровых ребят были некоторые опасения и настороженность — они попросту не знали, что можно и что нельзя делать, находясь рядом с такими одноклассниками. Зато теперь могут и коляску подправить, и сопровождают при переходе из кабинета в кабинет, — улыбается Светлана Михайловна. — И родители ни разу не выступили против совместного обучения с особенными детьми, поскольку понимают, что для всех учащихся надо создавать равные условия и никаких барьеров быть не должно.

И директор приглашает нас в этом убедиться. Идем по светлым школьным коридорам и наконец останавливаемся перед дверью одного из классов. Входим: здесь с детьми с особенностями занимается учитель-дефектолог Наталья Лонская.

_MG_1017 copy

Ребят всего трое, так что педагог может в любую минуту подойти к каждому и поработать индивидуально.

_MG_1021 copy

Идем дальше и вскоре заходим в другое учебное помещение, в котором занимаются ребята с особенностями психофизического развития. Кстати, находящиеся здесь оборудование и тренажеры изготовлены здоровыми детьми на уроках труда.

_MG_1052 copy

Заглянули мы и в сенсорную комнату. Красиво и уютно, не правда ли?

_MG_1053 copy

Здесь же шел урок адаптивной физкультуры: с девятиклассником Андреем работала Наталья Чирицо.

_MG_1050 copy

— В школе для таких ребят успешно развиваются информационно-коммуникационные технологии, — подключается к разговору заместитель директора по учебной работе Валентина Пашкевич, которая курирует инклюзивное направление деятельности.

_MG_0958 copy

— Большое внимание уделяем дистанционному обучению ребят, болеющих длительное время, находящихся на реабилитации. А бывает, что ученика из Серебрянки невозможно доставить в школу из-за сложных погодных условий. Вот тогда для них организуется трансляция уроков на дом. Для этого проведен оптоволоконный кабель, используются оптимальная скорость интернет-соединения и IP-камеры с хорошим разрешением, так что на письменных занятиях с доски все видно. Поверьте, для ребят с особенностями очень важно, что урок ведет их учитель и что можно работать со своим классом.

По словам Валентины Ивановны, этих детей всегда приобщают к участию во внеклассных мероприятиях. К примеру, если организуется театральная постановка, обязательно находят роль и для особенного ребенка. Кроме того, в школе хорошо развито хореографическое направление.

IMG_0986 copy

— Плодотворно работает театр инклюзивного танца «Дар», в котором бок о бок выступают здоровые дети и колясочники. Кстати, этот коллектив танцевал в Москве и Санкт-Петербурге и из Северной столицы России вернулся с престижной наградой, — подчеркнула В. Пашкевич. — Мы ежегодно участвуем в конкурсе «Вясёлкавы карагод». Сейчас честь школы будут отстаивать «Дар» и хореографическая группа «Мастерок» — в ее составе также есть ребенок с особенностями.

А девятиклассница Лия Герасименок, у которой нарушена функция опорно-двигательного аппарата, представляла свою школу в городском конкурсе «Интеллектуальный марафон». И показала довольно высокий результат, хотя и была самой младшей участницей соревнований.

_MG_1110 copy

Кстати, и учится Лия просто замечательно — обратите внимание на табель успеваемости!

_MG_1104 copy

— Это очень трудолюбивая и ответственная девочка. Нас очень волнует дальнейшая судьба таких детей. Они успешны в школе — хотим, чтобы так было и за ее стенами, — отметила С. Протасевич. — К сожалению, далеко не все учебные заведения готовы их принять у себя. Лия хочет дальше изучать иностранные языки, поэтому мы связались с руководством столичного лингвогуманитарного колледжа. Мы попросили: если у вас можно создать какие-то условия для талантливого ребенка уже сейчас, то сделайте это. Встретилась я и с ректором лингвистического университета Натальей Барановой.

По мнению директора школы, важно наладить сотрудничество и с другими колледжами и вузами, чтобы дети заранее могли определиться с новым местом учебы. Также в ближайших планах значится оборудование отдельного помещения для занятий адаптивной физкультурой — здесь все будет зависеть от финансирования.

Справочно

Инклюзивное образование — процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования.

 Фото Тамары Хамицевич

 

 

Самое читаемое