Кузница победителей олимпиад. В чем секрет успехов лучшей гимназии столицы

Гимназия № 41 имени Серебряного В. Х. три года подряд носит официальное звание лучшей гимназии столицы. Она и на Республиканской доске Почета среди выдающихся коллективов страны. Буквально на днях 41-ю занесли еще и на Доску почета Московского района. Каждое утро ребята видят в фойе родного учреждения образования многочисленные кубки и награды, что, несомненно, мотивирует на новый успех. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» попросили директора 41-й Марианну Скакун поделиться секретами успешности гимназии.

Директор гимназии № 41 Марианна Скакун

Секрет первый. Неравнодушные учителя

Факт: гимназия № 41 имени Серебряного В. Х. — одна из немногих в стране, если не единственная, которая носит имя своего учителя. Заметим, не народного, не заслуженного, а самого обычного преподавателя математики.

Хотя определение «обычный» по отношению к Валентину Хаимовичу Серебряному никак не подходит, — категорически не соглашается Марианна Анатольевна. — Это был учитель, как говорят, от Бога. Яркий и харизматичный, высококлассный профессионал и педагог, всего себя отдававший любимой работе. Он ушел из жизни, проверяя в учительской школьные тетрадки. Остановилось сердце, очень доброе и щедрое по отношению к детям. Он со своими школьниками и газеты выпускал, и стихи писал, и в походы ходил… А что касается математики, то он умел и мог влюбить в свой предмет любого ребенка. Именно при Серебряном школа официально приобрела первый и основной свой профиль — математический. Именно в годы работы Валентина Хаимовича наши дети стали регулярно побеждать на самых престижных международных математических олимпиадах и конкурсах.

Столь высокая профессиональная планка, заданная предыдущим поколением учителей, является профессиональным ориентиром для педагогов нынешних.

Урок математики в 5-м классе ведет Светлана Ступа
Учитель русского языка и литературы Екатерина Гляк — выпускница гимназии № 41
Урок в кабинете химии ведет учитель Мария Жигало
На уроке биологии, который ведет Татьяна Кучмистова
Учитель географии Татьяна Данилевич со своими учениками

Секрет второй. Мотивированные ученики

Факт: начиная с 2000-го ежегодно гимназисты 41-й становятся победителями международной математической олимпиады. В 2006, 2008 и 2014 годах в числе лауреатов конкурса было два ученика гимназии, в 2011-м и 2013-м — три, в 2007-м и 2012-м — сразу четыре! А ведь страну на этой олимпиаде имеют право представлять всего шесть школьников.

— На стенде, на который «золотыми» буквами вписывают имена этих победителей, сегодня уже три десятка фамилий. Три большие доски исписаны полностью, надо готовить четвертую, — говорит Марианна Анатольевна. — И это, замечу, имена только победителей международных предметных олимпиад, которые являются вершиной интеллектуальных состязаний школьников. А есть еще Европейская математическая олимпиада для девушек, Международная конференция юных ученых ICUS, Международная олимпиада мегаполисов и множество других международных конкурсов и научных конференций, на которых наши дети побеждают ежегодно. Сколько всего у нас таких победителей, мы давно уже сбились со счета.

В старших классах что ни ученик, то непременно победитель какого-либо республиканского или международного состязания. Наш фотокорреспондент сделал портреты некоторых ребят из 10 «В», и вот что оказалось.

Павел Иванин — серебряный призер республиканской олимпиады по математике и победитель Международной олимпиады по математике, физике и химии (лаборатория юных талантов), прошедшей в Баку, причем сразу по трем предметам
Андрей Лукашевич — победитель 18-й Всероссийской олимпиады по информатике и программированию
Вероника Карпович — победитель республиканской олимпиады по биологии
Илья Ярмолкевич — победитель республиканских соревнований по сдаче нормативов ГФОК (государственного физкультурно-оздоровительного комплекса)

— Предметом нашей особой гордости является и тот факт, что вот уже пять лет подряд в Минском городском открытом турнире юных математиков побеждает команда наших «малышей» — учеников средних классов. И знаете, кто их готовит к турниру? — спрашивает Марианна Анатольевна и с гордостью сама отвечает. — Наши старшеклассники.

Команда гимназии — победитель V Минского городского открытого турнира юных математиков

Секрет третий. Творческая атмосфера

Факт: более ста учеников гимназии становились лауреатами премии специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Директор школы Марианна Скакун со стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов после церемонии вручения (2017 год). На фото во втором ряду (слева направо): Константин Цветков, Данил Касперович, Александр Каркоцкий, Владислав Сивец, Роман Дубовик, Денис Ковалевский, Константин Ярмош. Рядом с директором — преподаватели математики Борис Комраков и Леонид Лавринович

И многие гимназисты получили поощрение от Главы государства отнюдь не за успехи в математике или других предметах, а за победы в творческих конкурсах. Гимназия вот уже многие годы развивает архитектурно-художественное направление. Дети учатся рисунку и живописи, архитектурной композиции, занимаются лепкой, соломоплетением и другими видами творчества.

— Поэтому могу поспорить, когда нашу гимназию называют математической, — признается директор. — Да, к естественнонаучным дисциплинам у нас особое отношение. Это наша традиция. Но видели бы вы, какие картины рисует, скажем, 10-классница Саша Новик, серебряный призер 7-й Европейской математической олимпиады для девушек. Слышали бы вы романсы в исполнении наших олимпиадников на литературных гостиных, которые проводит учитель русского языка и литературы Наталья Басич!

Художественный уклон, по словам директора, в гимназии берегут как минимум по двум причинам. Первая — это то, что конкуренция среди «математиков» здесь так высока, что далеко не все дети могут проявить себя в этом предмете настолько, насколько они того, безусловно, заслуживают.

— Поэтому мы стареемся дать им шанс реализовать по максимуму свои способности в другой сфере, — говорит М. Скакун. — К тому же свою задачу педагогический коллектив гимназии видит в том, чтобы вырастить не только высокоинтеллектуального человека, а разностороннюю, многогранную, творческую личность.

Творческие работы гимназистов
Творческие работы гимназистов

Секрет четвертый. Хорошие условия

Факт: в кабинете химии гимназии № 41 установлен электронный микроскоп, которому завидуют многие университеты, работает свой музей этнокультуры Беларуси, экспонаты для которого собирали ученики и педагоги, а ткачеству гимназисты учатся на зарубежных ткацких станках.

— Электронный микроскоп мы купили за деньги, которые заработали сами, — поясняет Марианна Анатольевна. — Год назад научное общество нашей гимназии «Прометей» было удостоено премии спецфонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных школьников и студентов.

Компьютер, принтер, выход в Интернет, интерактивная доска, телевизор в каждом предметном кабинете — это уже как само собой разумеющееся.

Особая гордость гимназии — музей этнокультуры Беларуси «Световит». Экспонаты для него ребята и преподаватели привозили из летних экспедиционных поездок, с каникул от бабушек и дедушек из деревень. В музее около трех сотен уникальных экспонатов: предметов старого белорусского быта, тканей и вышивок, керамики и многого другого.

Заместитель директора Ольга Карпович, курирующая художественное обучение в гимназии, в музее этнокультуры Беларуси «Световит»

— Можно много и долго рассказывать нынешним детям о трудностях военного времени или послевоенной жизни их прабабушек и прадедушек, — приводит пример директор. — А можно показать чугунок для приготовления пищи, сделанный из неразорвавшегося немецкого снаряда, который хранится в нашем музее, и все станет понятно. В музее проходят уроки истории, литературы, художественные занятия.

Здесь же проводят мастер-классы по ткачеству, соломоплетению, вышивке, традиционным ремеслам.

В школьном музее
В школьном музее
В школьном музее
В школьном музее

К слову, ткут свои ткани школьники на импортных шведских станках, подаренных им спонсорами, которых тронуло детское творчество. Печь для обжига глины тоже подарок неравнодушных людей.

Секрет пятый. Комфорт для ребенка

Факт: 100 % выпускников гимназии поступают в лучшие вузы страны.

Желающих учиться в 41-й гимназии всегда намного больше, чем она может принять.

— У меня каждая среда — черный день календаря, — с болью говорит М. Скакун. — Это приемный день, когда ко мне приходят родители, считай, со всего Минска, которые хотят, чтобы их дети учились именно в нашей гимназии. Я не могу им отказать, хотя прекрасно понимаю, что всех желающих принять невозможно.

В гимназии № 41 всего 16 классов и около 400 учеников. Нет даже своих начальных классов.

— И знаете, какую причину, чтобы их ребенок учился именно у нас, родители называют главной? — задает риторический вопрос директор. — Отнюдь не наши победы и медали. А то, что детям учиться у нас очень комфортно. И это лучшая оценка нашего труда.

Фото Сергея Лукашова

Самое читаемое