«Лабиринты отношений». Поговорили с создательницей настольной игры для жертв домашнего насилия

По статистике, каждая 3-я белоруска подвергается физическому насилию в семье, но в нашем обществе все еще не любят об этом говорить. Психолог Тереза Ачинович рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» об уникальной трансформационной игре, созданной для женщин, переживших домашнее насилие. И не только для них…

Тереза Иосифовна Ачинович — психолог, старший преподаватель БГУ, специалист в области глубинной трансформации личности.

— Как была придумана игра «Лабиринты отношений»?

— Идея родилась еще в 2017 году, когда проводила курс по теме «Коучинговый подход в консультировании». Последним заданием для участников была разработка полезного проекта с использованием метода коучинга. На этом курсе у меня училась девушка, Ирина Полячок, она работала с созависимыми женщинами и придумала для них проект по оказанию помощи во внешнем преображении. А я сама в это время размышляла над идеей проекта о преображении внутреннем. И, когда Ирина озвучила свои мысли, я поняла, что мы с ней думаем как бы над одной и той же проблемой.

Позже к нам присоединилась специалист в области помощи женщинам в кризисных состояниях Наталья Кихилевич. Мы разрабатывали проект, которому дали название «OMNIPOTENT! Поверь в себя», но из-за нашей общей занятости его реализация отложилась вплоть до 2020 года, когда увидела объявление о конкурсе Social Weekend. И тогда сказала, что надо подавать заявку на него и заканчивать нашу работу. Так как Social Weekend — это про социальные проекты, мы решили сосредоточиться на помощи женщинам, пережившим насилие.

— Но ведь социальных проблем много. Почему все-таки эта аудитория?

— Из своей практики мы видим, что обращений по этой теме очень много. Некоторые женщины пережили насилие в детстве, и подобный опыт оказывает влияние на их взрослую жизнь. Другие девушки не могут построить отношения с парнями или же строят токсичные взаимоотношения. Кто-то становится жертвой, ее унижают. Обращаются и молодые, чуть старше 20, и женщины, которые уже воспитывают детей.

Очень часто девушки находятся на попечении мужа. А он проявляет экономическое, психологическое, физическое или даже сексуальное насилие. Находясь в ситуации созависимости, женщины не представляют, как могут быть одни, поэтому готовы терпеть до последнего. Даже если обращаются за помощью к специалистам, запрос часто звучит примерно так: «что мне сделать, чтобы его не раздражать?» или «помогите мне стать настолько хорошей, чтобы он не бил».

Мы увидели всю сложность ситуации и решили сосредоточиться на этой категории людей. Изначально решили организовать тренинговый центр, разработали курс из 14 занятий про внутреннее и внешнее преображение. Фокус здесь именно на преображении, ведь для того, чтобы справиться с проблемой насилия, нужно обрести силы, чтобы дать отпор агрессору, а это уже изменение. Женщины часто боятся рассказать, что происходит в семье, просить о помощи, потому что в нашем обществе действует правило «не выноси сор из избы», в то время как проблему домашнего насилия надо выносить на свет.

— А как случилось, что проект превратился в игру «Лабиринты отношений»?

— Мы много общались в рамках OMNIPOTENT. Конечно, возникали какие-то противоречия, но в итоге сошлись на том, что нужна оригинальная идея, которая сделает наш проект уникальным. Победительница Social Weekend 2019 года предложила создать «что-то такое, что было бы полезно и созависимым женщинам, и специалистам, которые с ними работают» — создать инструмент.

Эта мысль засела у меня в голове — «какой же инструмент разработать?» И потом нашлось решение: трансформационная игра. Это особенная методика, направленная на изменение, я сама люблю в них участвовать. В процессе игры легче раскрываться, осознавать свои проблемы, люди легче «включаются» эмоционально, но в то же время, пока ты играешь, сохраняется безопасная среда для обучения и экспериментов. Игры также очень экологичны, в них действует принцип «не навреди». Когда в ходе групповой терапии человек говорит о сокровенном для себя, любое слово или взгляд могут его ранить. Но в трансформационной игре этого нет, потому что ты рассказываешь о ком-то, о своем герое. Во-первых, так проще говорить, во-вторых, такой подход дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Это тоже важно, потому что, находясь внутри ситуации, бывает трудно увидеть выход из нее.

— Таким образом, что представляет собой игра?

— Это настольная игра. В ее механику положена модель цикла насилия Ленор Уолкер, со всеми четырьмя стадиями: нарастание напряжения — акт насилия — этап примирения — «медовый месяц». Очень часто женщины попадают в этот цикл именно во время фазы примирения, когда агрессор попросил прощения, принес подарок и кажется, что больше такого не повторится. Некоторые женщины готовы терпеть очень долго, руководствуясь мыслью «сегодня побил, а завтра шубу купил, не страшно». Впоследствии из этого круга очень трудно выбраться, а жестокость агрессора с каждым циклом увеличивается.

Цель — дать женщинам увидеть, в каком цикле они находятся. В принципе показать, что насилие — это замкнутый круг, из которого нужно выходить. Мы размышляли над метафорой игры и увидели лабиринт, в котором ходим, выходим, возвращаемся… ищем выход. И так появилось название — «Лабиринты отношений».

Правда, здесь важен один момент: игра предназначена не для женщин, которые переживают острый процесс насилия. Им, к сожалению, нужны другие виды помощи, например предоставление убежища, юридическая и медицинская помощь. Наша игра для тех, кто уже пережил насилие и нуждается в психологической реабилитации после этого опыта.

— Какие правила есть на игровом поле?

— Это скорее не правила, а особенности. Один из основных элементов на нашем игровом поле — ловушки, в которые человек может попасть. Ловушки подразумевают набор кейсов из жизни, обычно там два героя: насильник и жертва. Интересно, что после игры часто выяснялось, что участникам выпадали именно актуальные для них ситуации.

Разумеется, попав в ловушку, надо из нее выбраться. Для этого есть два способа. Первый — разыграть с кем-то из группы ситуацию, в которой ты оказался. Здесь вопрос заключается лишь в том, кем ты выйдешь из этого кейса. Можно победить, проиграть или же достигнуть идеального варианта win win, когда выиграют оба участника. Бывает еще неполная победа — компромисс, где все друг другу немного уступили, но стремиться нужно к обоюдному выигрышу. За него игрок получает больше жетонов — игровой «валюты». И, так как люди хотят иметь больше, это мотивирует их пытаться разыграть win — win. Важно, что в ходе проигрывания этих ситуаций человек может со стороны увидеть свою модель поведения, и другие игроки тоже могут увидеть варианты выхода из ловушки.

Если проиграть для человека слишком болезненно, он может просто описать ситуацию, рассказать, как можно поступить, чтобы проблема решилась. За это начисляется меньше очков, но, опять же, будет соблюден принцип экологичности и человек путем проецирования все равно сможет увидеть свою ситуацию извне, найти выход из нее.

— Если есть ловушки, то должны быть и бонусы?

— Конечно. На нашем поле также есть ресурсы, они особенно ценные, потому что благодаря им можно изменить проигрывание кейса. Однако получить ресурсы игрок может только на втором круге лабиринта. Мы заметили, что, когда герои обладают ресурсами, они чаще достигают результата win — win, и становится меньше поражений.

По факту, цель непосредственно игры — овладеть ресурсами, потому что с ними человек учится вести себя по-другому, искать в себе внутреннюю силу или обращаться к поддержке окружающих — близких людей или организаций. Это ведь тоже ресурс. Полезно и то, что человек проигрывает ресурсы на практике: одно дело — сказать кому-то «будь уверенным», а другое — дать почувствовать себя таковым, пусть и на примере игрового персонажа.

— Есть ресурс, который хотели бы выделить?

— Думаю, да. Это очень интересный ресурс — перевоплощение, когда ты можешь стать кем-то другим и проиграть кейс «под маской» чьего-то образа. Например, Николь Кидман. Как бы она повела себя в созависимых отношениях? Часто игроки перевоплощаются в сказочных героев, потому что те обладают магической силой. Так, экспериментируя, ты тоже можешь найти интересный способ совладать с ситуацией.

— Скоро вы собираетесь запускать «Лабиринты отношений» на регулярной основе. Что-то изменится?

— Наша игра, в принципе, уже претерпела несколько вариантов изменений. Например, после участие в Social Weekend мы увидели, что «Лабиринты отношений» интересны не только целевой аудитории, ведь в каком-то смысле каждый из нас ходит по какому-то кругу. Поэтому сейчас мы обогащаем игру новыми кейсами, такими как буллинг, моббинг, манипуляции, конфликты и др.

Думаем, игра также будет хороша для семейных пар и молодых людей, чтобы дать им представление о ловушках, в которые можно попасть после конфетно-букетного периода в отношениях. Трудности возникают неизбежно, это нормально, но нужно грамотно с ними справляться.

— Когда ждать первые «Лабиринты отношений» в 2021 году?

— Проводить игры начнем с апреля каждую первую и третью среду месяца, по вечерам. Пока еще работаем над созданием официальных аккаунтов, так что записываем участников через Instagram проекта или личные страницы в социальных сетях.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ