Легендарную оперу «Кармен» в белорусском варианте 1991 года можно увидеть в формате онлайн-трансляции

В сообществе #золотойфондБТ в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook с 26 июня зрители могут смотреть легендарную постановку Большого театра Беларуси — оперу Жоржа Бизе «Кармен», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Опера «Кармен» занимает особую страницу в истории белорусского Большого: она стала первым спектаклем, которым в 1933-м открывался театр. В четырех постановках «Кармен» начиная с 1933 года заглавную партию бессменно исполняла Лариса Александровская — обладательница уникального по диапазону и тембру голоса. Потом в этой роли блистали такие оперные дивы, как Лидия Галушкина, Светлана Данилюк, Нагима Галеева, Наталья Руднева. Великолепная Елена Образцова обожала наш Большой театр и всегда с удовольствием участвовала в белорусской «Кармен», превращая каждый спектакль в настоящее событие…

За многолетнюю историю постановок оперы Бизе на сцене Большого театра Беларуси интерпретаций было немало: то контрабандисты представали в образах пролетариев, которые вместе с роковой красавицей боролись за свободу рабочего народа, то Кармен убивала Микаэла, а не Хозе… В постановке начала 1990-х, сделанной режиссером Вячеславом Цюпой, сцену наполнили сложные металлические конструкции — артистам хора приходилось постоянно бегать по этим этажам, а исполнительнице титульной роли даже прыгать со второго на первый. Этой певицей как раз и была Наталья Руднева, народная артистка Беларуси.

В 1972 году я приехала в Большой театр в качестве артистки хора по направлению и впервые увидела этот спектакль целиком. До этого по радио слышала только известные арии, а по телевизору видела лишь отдельные сцены, — вспоминает Наталья Александровна. — Когда вернулась в белорусский Большой в начале 1980-х уже солисткой, в течение лет десяти выходила на сцену во всех ведущих ролях, но только не Кармен. Потому что всегда считала: партия Кармен — это не столько пение, сколько актерская игра. А в 1990-м спектакль решили в очередной раз обновить, и за это взялся Вячеслав Цюпа. Главная его установка была: сделать не так, как у всех. Поверьте, выходить впервые в роли Кармен в неклассической постановке очень и очень непросто. Все-таки какой-то стереотип у тебя уже создался. Я представляла, что здесь могу сыграть так, а здесь вот так… Но Вячеслав Олегович поставил перед нами казалось невыполнимые задачи. Некоторые принципиальные акценты он вообще сместил. Например, в его спектакле не Хозе, а Микаэла убивала Кармен. Я пела: «Нет. Я не боюсь. И бежать не хочу…», а режиссер требовал от меня изобразить самый настоящий страх. Как совместить казалось бы несовместимое?! Было действительно сложно работать на сцене. В том числе и физически: во втором акте меня заставили прыгать со второго этажа, а страховали лишь два артиста хора!.. В постановке было много интересных режиссерских ходов, фантазии. Но в голове крутилась единственная мысль: как все это соединить с пением?.. В общем-то неудивительно, что к концу репетиционного процесса из всех певиц на роль Кармен осталась я одна. До сих пор помню свой разговор с дирижером — маэстро Александром Анисимовым. «Александр Михайлович, можно, завтра я не выйду на сцену?» — «Завтра премьера. И петь больше некому…» С Александром Анисимовым работать было хорошо и легко: он всегда поддерживал. Помню, когда его спросили, почему кому-то он делает замечания, а кому-то — нет, маэстро ответил: «Я делаю замечания только тем, в кого верю…» Вообще, мне повезло встретить в профессии немало талантливых людей, с которым работать — одно удовольствие. Ведь тогда ты совершенствуешь прежде всего себя… И мы действительно справились.

В 1995-м состоялась еще одна белорусская постановка оперы Жоржа Бизе «Кармен», тоже Вячеслава Цюпы, но уже на французском языке. Это было связано с тем, что оперная труппа начала выезжать на гастроли за границу.

Моя Кармен, — продолжает Наталья Руднева, — женщина, которая не может жить без любви. Она искренне любила Хозе и так же всем сердцем полюбила Эскамильо. Да, во время исполнения знаменитой хабанеры L’amour est un oiseau rebelle, когда буквально все мужчины объясняются ей в любви, Кармен не может пройти мимо и должна каждому уделить внимание. Но это лишь мимолетный флирт, не более, глубокое чувство у нее лишь к двум героям — Хозе и Эскамильо. Поэтому и на смерть ей было идти совершенно не страшно. Да, возможно, было бы проще, если бы я пела в классической постановке. Но с другой стороны понимаю: работа в спектакле Вячеслава Цюпы подарила мне бесценный и исключительный опыт — играть так, чтобы зритель тебя не отверг, а полюбил…

Сегодня в репертуаре Большого театра Беларуси значится постановка оперы «Кармен», сделанная в 2015 г. режиссером Галиной Галковской. В титульной партии можно увидеть Оксану Волкову, Оксану Якушевич, Крискентию Стасенко.

Ну а неувядаемую Кармен в исполнении Натальи Рудневой смотрите в соцсетях и Интернете. Акция подготовлена Большим театром Беларуси и Белтелерадиокомпанией.

Подготовила Елена Балабанович

Фото из архива Большого театра Беларуси

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ