Легко ли наводить чистоту на станциях минского метро? Спросили у тех, кто этим занимается

Незаметные, нo незаменимые. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, благодаря каким сотрудникам в минской подземке всегда порядок и чистота.

Более 300 челoвек в штатном расписании значатся как машинисты уборочных машин, однако с этим оборудованием имеют дело лишь около четверти такого персонала, выходящего в смену глубокой ночью. Для остальных основные орудия труда — веники, швабры, тряпки и ведра. Но в подземке есть свои тонкости работы. О нюансах узнала от Анастасии Астасевич, ставшей в прошлом году лучшей по профессии в метрополитене, и тех, кто трудится вместе с ней.

Собеседница считает предприятие родным, ведь с ним связаны 14 с половиной лет жизни. На уборке станции «Площадь Якуба Коласа» она занята третий год.

Анастасия по специальности швея: в 1998-м окончила профильное училище в Дзержинске и несколько лет трудилась на фабрике «Элиз». Когда там начались сложные времена, пришлось устроиться гладильщицей белья на железной дороге. А в 2006-м судьба привела ее в Минский метрополитен. Почти 12 лет в качестве контролера встречала пассажиров у турникетов станции «Московская». Ни одного нарекания за это время. Работала бы и дальше, если бы с 2017 года женщин-контролеров не начали постепенно замещать инспекторами службы безопасности. Представительницам прекрасного пола, в том числе нашей героине, предложили другие вакансии.

Новая должность Анастасию не смутила, ведь к труду приучена с детства. Она и сейчас живет с родителями в агрогородке Негорелое Дзержинского района. Дом, сад, огород, подсобное хозяйство — содержать всё в порядке без трудовой закалки невозможно. В теплое время года для нее милое дело — лес, грибы-ягоды, а зимой — неизменные лыжные прогулки в сопровождении верного друга собаки Тимоши. Кстати, Анастасия участвует и в лыжных гонках, которые проводят на предприятии.

— О поисках работы ближе к дому даже не задумывалась, — признается собеседница.  В метрополитене для меня есть главное: стабильность и хороший коллектив. Везло и на руководителей. Это и Алла Голуб, под началом которой трудилась не один год контролером на станциях «Восток» и «Московская» (сейчас она профсоюзный лидер предприятия), и Жанна Шульга, до недавнего времени руководившая станциями «Площадь Якуба Коласа» и «Площадь Победы», и Марина Борисенко, нынешний начальник. А к ранним подъемам мне не привыкать. Чтобы приехать к 8:00 на дневную смену, встаю в 4:20. До электрички успеваю привести себя в порядок, приготовить ссобойку. Ночная смена длится с 20:00 до 8:00. Но это не значит, что часок-другой удается прикорнуть: дел всегда хватает.

Каких именно? Мытье полов в вестибюлях и на платформах лишь малая толика обязанностей.

— Ночью моем входные двери, кабины инспекторов службы безопасности, поручни, стекла касс, полы в вестибюлях, служебные помещения, посадочные платформы и маршевые лестницы, — перечисляет Анастасия.  С весны в связи с пандемией каждые четыре часа протираем дезинфицирующими составами поверхности, с которыми соприкасаются пассажиры. В слякотную погоду надо улучать моменты, когда в вестибюле малолюдно, чтобы шваброй с резиновой насадкой собирать кашу, которая образуется на полу.

Подземные пешеходные переходы, прилегающие к «Площади Якуба Коласа», метрополитену не принадлежат, поэтому их уборка в обязанности сотрудников предприятия не входит. Но на большинстве станций они отвечают и за санитарное состояние переходов. Во время недавних снегопадов Анастасия после выполнения своей работы приезжала на «Площадь Победы» помогать коллегам чистить снег в пешеходном переходе со стороны трамвайных путей.

Еще один нюанс отметила М. Борисенко:

— Копоть от составов oседает не столько там, где ходят пассажиры, сколько в технических зонах станций, где находятся кабинеты персонала, промышленные помещения. Если не пройтись везде тряпкой минимум несколько раз за смену, образуется приличный слой копоти и пыли. Так что мы невооруженным глазом видим, как работает персонал. У Анастасии в этом плане всегда порядок. Вообще о ней у всех только положительные отзывы и впечатления. На редкость старательный и аккуратный, открытый, дружелюбный, приветливый человек. Никогда не остается в стороне, если видит, что ее поддержка может кому-то понадобиться.

Приоткрыли работники станции еще один секрет: часто их коллега делится с ними урожаем из своего сада, закатками, кулинарными изысками собственного приготовления. Не отказывает приятельницам по цеху и тогда, когда просят помочь в пошиве или ремонте одежды. Хоть видавшую виды электрическую «Чайку» не сравнить с современными электронными машинками, в руках мастера она превращается в отличный инструмент.

Не скрывает Анастасия и страстной любви к цветам. Сожалеет, что не пошла когда-то учиться на цветовода. Тем не менее летом у нее на приусадебном участке — настоящий ботанический сад, а в доме круглый год — оранжерея. То и дело приносит на работу всем желающим отростки, побеги, луковицы и семена редких и просто красивых растений: пусть и у других будет цветочное настроение.

Справочно

Из 33 станций Минского метрополитена «Площадь Якуба Коласа» занимает 4-е место по пассажиропотоку.

Фото Сергея Пoжoги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ