Лепнина и барельефы: как архитектурные «излишества» 1950-х вписались в современный облик столицы

Сталинский ампир в Минске — это не только «Ворота города» на вокзале или Главпочтамт. Корреспондент агентства «Минск-Новости» разбиралась, где еще в столице можно найти отголоски величественной архитектуры прошлого века.

Мощные колонны, будто созданные для богов греческого пантеона, неожиданные барельефы, изящная, растительная лепнина. Смесь барокко, ампира, ар-деко и даже неоготики. Сталинки кажутся мрачными и серыми, пожалуй, лишь тем, у кого призвание — всё критиковать. Достаточно вооружиться биноклем, объективом или просто стать чуточку внимательнее — и можно в деталях рассмотреть красоту того, что называется историей.

Монументальный ансамбль проспекта Независимости достоин не одной экскурсии и не одного фильма. Впрочем, тут, как известно, и снимают кино. Минск по замыслу руководства СССР должен был стать городом солнца — ярким и даже вычурным. Символом мечты. Идеальным воплощением коммунизма. Но в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В ущерб красоте нужно было экономить, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. С тех пор и началась скромная серость — эпоха конструктивизма. Но не о ней речь.

Любопытно, что при сохранении классических пропорций и материалов в колонны, прямо среди листьев лавра, вкраплялись советские символы — изображения звезд, например. Тем не менее, глядя на тот же Главпочтамт, не веришь, что он был построен в 1950-х. Кажется, будто здание осталось еще со времен древнего Рима. Величие колонн подчеркивают часы, которые, по слухам, показывают самое точное в столице время.

Чтобы понять, в чем же различие конструктивизма и сталинского ампира, далеко ходить не нужно. Прямо напротив Главпочтамта — строгая и лаконичная гостиница «Минск».

Пара минут быстрым шагом вперед, по проспекту — и на горизонте появится ГУМ. Если присмотреться, на фасаде можно заметить любопытные барельефы крестьян и рабочих. Есть тут и пилястры, и арки. Универсам был построен в 1934 году, но во время войны сильно разрушен. Перестраивали его практически заново — и украшений не жалели.

Здание, напоминающее храм Зевса, — Дворец культуры профсоюзов. Только скульптуры здесь не греческих богов, а людей труда. Стоит зайти на крыльцо и посмотреть вверх — на потолке узоры.

Еще один яркий пример советского неоклассицизма — здание Комитета государственной безопасности (на то время «министерства госбезопасности БССР»). Строить его начали сразу после войны, в 1945 году, на месте уцелевшего здания земледельческого общества. Мраморная крошка, пилястры, колонны, башня и огромные часы с колоколом — все по высшему разряду.

В соседнем здании, прямо над вывеской «Министерство внутренних дел», красуется скульптура, напоминающая богиню плодородия Деметру, только без рога изобилия. После 1950-х эту композицию замуровали, видимо, по идеологическим соображениям, но современные реставраторы чудом ее восстановили.

Еще один дворец, только скрытый от глаз во дворике за проспектом, — здание Белорусского национального технического университета. Выглядит очень торжественно.

Сталинский ампир — это не только знаковые для города сооружения, но и обычные, казалось бы, жилые дома. Например, здание по адресу: проспект Независимости, 91. Может показаться, что это бывшая резиденция каких-то князей — золотистый фасад, высокие потолки, балкончики, которым для антуража не хватает Джульетты, выглядывающей на проспект в поисках Ромео. Но это уже совсем другая история.

Необычный дом за пределами главной магистрали города можно заметить и на улице Ленина, 13. Над одной из арок расположился барельеф с изображением то ли Юлия Цезаря в момент принятия важных государственных решений, то ли философа Диогена.

Выходит, чтобы насладиться исторической красотой архитектурного Минска, стоит просто периодически сбавлять шаг и оглядываться по сторонам.

Фото автора

 

ТОП-3 О МИНСКЕ