«Летом жарче всего в Красном Бору, Каменной Горке и Брилевичах». Как городская среда влияет на погоду
Каких сюрпризов минчане могут ждать от небесной канцелярии и как на то, что происходит за окном, влияет сама городская среда, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».
В Уручье — солнце, в Малиновке — дождь
— С точки зрения метеорологов, Минск — крупный объект. Его протяженность с запада на восток почти 20 км, а площадь — около 350 км2. Поэтому единого прогноза погоды для всей столицы в принципе быть не может, — утверждает младший научный сотрудник лаборатории климатических исследований Института природопользования НАН Беларуси президентский стипендиат Иван Буяков.
Впрочем, синоптиков ругали и по другим причинам. Две основные столичные метеоплощадки расположены в восточной части Минска — возле здания Белгидрометцентра и рядом с микрорайоном Уручье-4. Там и ведутся главные наблюдения за погодой в столице. Поэтому, когда на востоке города летним днем чистое небо, в Малиновке может идти сильный дождь. И наоборот.
Чтобы давать более подробный прогноз погоды для Минска, в 2020 году в городе развернули сеть из семи стационарных автоматических пунктов метеонаблюдений. Специальные программы тут же обрабатывают поступающую информацию. На сайте www.pogoda.by можно узнать подробный прогноз погоды для каждого района столицы.
Острова холода и тепла
Ученые доказали: сама городская среда и ее объекты также формируют свой микроклимат.
— Летом города образуют острова тепла, — поясняет И. Буяков. — В солнечные дни после полудня температура на улицах может быть на 10–12 градусов выше, чем в прилегающей сельской местности. Жарче всего на территориях с плотной застройкой, где нет взрослых деревьев, создающих прохладу. Чем больше в городе металлоконструкций, асфальта, плитки и бетона, тем выше температура воздуха на улицах. Крыши зданий, особенно темного цвета, тоже сильно нагревают атмосферу. В Минске летом жарче всего в Красном Бору, Каменной Горке и Брилевичах. Большое тепло идет и от промышленных предприятий. Эти выводы сделаны по данным спутниковой платформы MODIS Terra.
Зимой в городах тоже теплее, чем в округе, утверждает И. Буяков. Тепловые аномалии часто наблюдаются возле ТЭЦ, котельных и промышленных предприятий. На прилегающих к ним территориях наибольшая плотность подземных коммуникаций и теплотрасс, поэтому температура приземной поверхности на 1–3 градуса выше, чем на природных территориях. Но бывают и холодные аномалии. В Минске они характерны для лесных массивов на востоке города.
Облака достать с балкона
А что с высотками? Насколько может различаться погода для живущих на нижних и верхних этажах небоскребов? На форумах в интернете жильцы верхних этажей часто жалуются на сильные ветра. Порой их окна также застилает туман, хотя, казалось бы, на такой высоте его быть не должно.
— Туман может подниматься до 100–200 метров над землей, — говорит И. Буяков. — Но ухудшать видимость на верхних этажах зданий могут и низко идущие облака. При определенных погодных условиях, особенно осенью и зимой, нижняя граница порой опускается до 100 метров и даже ниже. А, например, верхний уровень 37-этажного жилого комплекса «Лазурит» возле «Минск-Арены» находится на высоте 126 метров от поверхности земли. Выше 100 метров две высотки на Немиге, а также строящееся здание 45-этажного финансового центра в «Минск Мире». Поэтому обитатели верхних этажей иногда действительно находятся за облаками.
Определенное значение имеет и абсолютная высота местности. Самая низкая часть Минска расположена по берегам Свислочи в Шабанах. Там всего 181 метр над уровнем моря. А в самой высокой точке города — между станциями метро «Спортивная» и «Кунцевщина» к северу от улицы Притыцкого — около 275 метров! И может сложиться так, что в Шабанах видимость хорошая, в то время как запад Минска угодил в низкую облачность. И горожане посчитают ее туманом.
Поджаренные автомобили
Влияние небоскребов на микроклимат в городах волновало ученых еще во времена СССР. Было издано несколько монографий под редакцией известного климатолога И. А. Савиковского. Сегодня в связи с ростом этажности зданий в городах эта проблема стала актуальной для всего мира.
— Многое зависит от плотности высотной застройки, вида подстилающей поверхности между домами или сооружениями, количества зеленых насаждений, розы ветров и других факторов, — поясняет И. Буяков. — На основе этих данных нужно строить математическую 3D-модель и все обсчитывать для каждого конкретного случая.
Экологические проблемы, связанные с небоскребами, начались больше века назад. Самая очевидная из них — огромная тень. Так, 39-этажное здание «Эквитабл-Лайф Иншуранс», построенное в начале ХХ века в Нью-Йорке, в полдень оставляло без света свыше 30 000 м2 соседних участков. Сегодня в некоторых регионах мира вырастают целые кварталы высоток — тень стала бичом такой застройки. Поэтому современные архитекторы озабочены созданием бестеневых небоскребов с использованием эффекта отраженного солнечного света.
Мировой опыт также показал, что в кварталах высотной застройки серьезной проблемой становятся сильные ветра и сквозняки. Скорость ветра с высотой возрастает, тогда как у земной поверхности она минимальна. Однако небоскребы создают препятствия для воздушных потоков, поэтому на придомовой территории высотных зданий или между ними скорость ветра увеличивается, и пешеходы словно попадают в аэродинамическую трубу.
Так, в 2013 году 37-этажный небоскреб «Уоки-Токи» в Лондоне буквально поджарил припаркованные внизу автомобили. От мощного потока солнечного излучения, отраженного вогнутой, как линза, поверхностью остекления высотки, на них даже расплавилась краска. Архитектору пришлось срочно корректировать проект, и на фасаде здания установили защитные тенты.
Израильский профессор Рахель Альтерман преимуществом высоток называет предоставление ими множества муниципальных услуг. Их жители не пойдут в городской бассейн и другие заведения, если они расположены в доме. Однако эти плюсы небоскребов нивелируются дороговизной их эксплуатации, а также экологическими проблемами и социальным отчуждением тех, кто в них живет.
В этой связи профессор Альтерман приводит пример Парижа, который застраивается 7–8-этажными зданиями. Здесь почти 30 лет действовал запрет на строительство высоток. В 1977-м его ввел мэр города Жак Ширак, чтобы сохранить исторический облик французской столицы. Поэтому 60-этажная башня «Монпарнас» 1972 года постройки долго оставалась единственным небоскребом в городской черте Парижа.
В конце 2000-х муниципальные власти с большими трудностями отменили этот запрет под предлогом нехватки жилья и офисных помещений. Но возведение новых небоскребов идет со скрипом. Несколько проектов отменены. Видимо, еще и потому, что доходы от туризма с лихвой перекрывают экономию при строительстве небоскребов. По данным местного турофиса, в 2019 году Париж посетили почти 26 млн человек!
Фото из архива агентства «Минск-Новости» и Анатолия Дрибаса