izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Любовью обожженные. На сцене театра Оксана Волкова воплотит оперу «Самсон и Далила»

Пандемия не повод прекращать работать. Так думает и заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова. Как сообщает корреспондент газеты «Вечерний Минск», в нынешнем сезоне руководство Большого театра Беларуси доверило Оксане Волковой воплотить на сцене оперу Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила». Репетиции уже идут.

Oksana Volkova

Вторая профессия

Год назад солистка, получив второе, режиссерское образование, дебютировала в родном театре постановкой оперы-балета Джакомо Пуччини «Виллисы. Фатум». Театральные критики и поклонники оперы высоко оценили уровень смысловой условности, который показала режиссер-дебютант, сумевшая уложить яркий музыкальный материал в не менее яркую зрелищную модерновую форму.

Библейские страсти

Истоки сюжета — в Книге Судей Ветхого Завета. Палестина, 1150 год до н. э. Древние евреи, угнетаемые филистимлянами, бунтуют. Их вождь, богатырь Самсон, влюбился в филистимлянку — жрицу Далилу. И открыл возлюбленной свою тайну: его сила заключена в длинных волосах. Далила предала его. Потеряв волосы, Самсон лишился силы, был схвачен и помещен в темницу. Однажды филистимляне привели его в свой храм на поругание. Самсону удалось обрушить храм… Изначально французский композитор хотел воплотить библейскую легенду в виде оратории, поэтому здесь не так много динамики, зато немало хоровых сцен. Сен-Санс писал долго, десять лет, то охладевая, то воодушевляясь. Из всей дюжины его опер в мировой репертуар вошла только «Самсон и Далила». Широкой публике опера впервые была представлена в декабре 1877 года в Веймаре.

Слишком много чувств

Что слышит зритель? Страсть, соблазн, отчаяние, гнев — психологические переливы состояний главных героев, взятых любовью и долгом в тиски. Партию Далилы Сен-Санс предназначал Полине Виардо, но… Великой певице, при всех ее стараниях и связях, не удалось спеть Далилу. Во Франции, по разным причинам, долго не хотели ставить оперу. Это был «очень горячий пирожок», и можно только строить версии, почему ее запрещали: слишком чувственная и эротичная? Не вполне политкорректная? В пуританской Англии у оперы тоже были препоны. В Советском Союзе она получила ярлык идеологически сомнительной, никогда не появлялась в репертуарах, хотя ария Далилы Mon coeur s’ouvre a ta voix («Мое сердце открывается твоему голосу») довольно часто звучала на концертах.

Оперу с такой сложной судьбой ни разу не ставили в белорусском оперном театре.

Matias Stomer. Samson i Dalila

Нидерландский художник Маттиас Стомер запечатлел на холсте «Самсон и Далила» роковой момент: Далила отрезает у спящего Самсона его волшебные волосы…

Бриллиант для меццо-сопрано

Оксана Волкова — знаменитое меццо белорусского Большого. Она давно покорила не только Беларусь, но и мир: ее голос звучал в театрах «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Массимо», «Сан-Карло»… Выступала на подмостках Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Ей рукоплескал и южноамериканский континент.

Пела в Большом театре России и сейчас поет: на его Исторической сцене 23 и 25 сентября исполнила партии Марии Мнишек и Любаши в операх «Борис Годунов» и «Царская невеста». 8 и 10 октября О. Волкова впервые на главной сцене России споет Любаву в опере «Садко».

В 2014 году аргентинский режиссер Уго де Ана поставил в Пекине в Национальном центре исполнительских искусств оперу «Самсон и Далила», причем с элементами китайского стиля, который проявился, прежде всего, в костюмах. Команда солистов была интернациональной. В партии Далилы — О. Волкова. Весь сезон опера шла с большим успехом.

Ныне, когда руководство белорусского Большого театра обсуждало планы, певица сказала, что хотела бы петь Далилу на своей сцене.

Партия Далилы — бриллиант для меццо-сопрано, — говорит О. Волкова.  На этот тип голоса в нашем театре опера давно не ставилась. Много лет мы, меццо-сопрано, поем Кармен и Амнерис, а больше таких ярких персонажей для нас нет, хотя труппа хорошая, есть и молодые, и опытные певицы. Я мечтала петь партию Далилы в Минске, как и мои прекрасные коллеги. Была удивлена и поражена доверием, которое оказало мне руководство нашего театра, предложив поставить шедевр Сен-Санса.

Магия сцены

Конечно, ставить оперу и самой петь в ней — большая авантюра и риск, и это Волкова осознает в полной мере.

«Самсон и Далила» — опера сложная. Ее драматургия тяготеет к масштабности, народному эпосу. Больших усилий требовала подготовка музыкального материала на французском языке. Но я никогда не пасовала перед трудностями, — отмечает собеседница.

— А что нового вы узнали о себе, перейдя из исполнителей на сторону организаторов спектакля?

Изменилось мое восприятие сцены. Она по-прежнему окутана магией, но… Когда смотрю спектакль, не могу расслабиться и получить удовольствие — все время анализирую. Раньше я мысленно разбирала работу певцов, теперь — режиссеров. Ага, здесь недотянул, а здесь — боже, какая шикарная идея, как я сама до этого не додумалась. Сижу и раскладываю ткань спектакля на ниточки.

— Поклонники оперы приходят в театр не ради режиссерских идей, а ради музыки…

В «Самсоне» музыка необыкновенной красоты! Я рада тому, что белорусский зритель услышит ее. Сделаем все, чтобы он полюбил эту оперу так, как любим ее мы.

осень погода большой театр

Смерть на сцене

— Обращусь к вам не как к режиссеру, а как к певице. Легко ли умирать в спектакле?

— Меццо-сопрано только и делают, что умирают! Изначально этот голос предполагает драму, трагедию, яркие эмоции и чувства. В опере же все гипертрофировано. И ножами нас режут, и шпагами закалывают, и в реке топят — делают все, чтобы публике было интересно. Нет, умирать на сцене не страшно. Это моя работа, это мой профессионализм.

Трансформации и интерпретации

— Какими вы видите Самсона и Далилу? Верите, что они действительно жили 31 век назад?

— Жили. Возможно, были иными, чем в легенде, но оставили такой след, что вызвали ажиотаж и вошли в предание. 

Для меня Самсон молодой, горячий. Не аскет. Он очень рано дал обет посвятить себя Богу. Но побороть свою жизнелюбивую природу не мог, все время влюблялся в женщин из стана врага. Страсти в нем бушевали, и никакие ограничения не смиряли эту натуру. Такой человек не мог стать духовным лидером нации, берущим на себя ответственность за весь народ. Филистимляне схватили Самсона, лишившегося волос, и ослепили его. Страдания стали наукой мужества — Самсон духовно прозрел. Слепой, он вдруг стал видеть. Осознавать свою миссию. В этом основная идея спектакля: сила, данная тебе Богом, природой, — это еще не сила. Она появляется только через внутреннюю работу над собой. По сути, наша опера — философская драма взросления мужчины.

— В таком случае, какова Далила? Пламенная патриотка, коварная искусительница? Или это слишком просто?

— Задумывались ли вы, чем Далила интересна? Ну не тем же, что фанатично предана своему народу, нет. Прежде всего Далила — женщина, которую Самсон обжег любовью, своей личностью, особой одаренностью, искренностью, горячностью. Они оба обожжены. История знает немало случаев, когда во врагов влюблялись… Далила встала перед тяжелым выбором: любовь к родине либо любовь к мужчине. Долг перевесил, но Самсон остался в сердце. Реальная Далила приходила к Самсону в темницу и просила прощения. Она тоже страдала и тоже, как Самсон, прозрела. Когда падают обрушенные колонны храма, последнюю помощь Самсону оказывает Далила.

— И оба гибнут?

— Финал спектакля будет открытым. Пепел, пепел…. Мы оставим полный простор для воображения зрителей. Итог каждому из них подскажет музыка Сен-Санса…

Справочно

Партию Далилы готовят Оксана Якушевич, Екатерина Михновец и Оксана Волкова. Партию Самсона — Дмитрий Шабетя, Тарас Присяжнюк и Алексей Микутель. Партию Верховного жреца — Владимир Громов и Станислав Трифонов.

16 октября в Большом театре Беларуси состоится концерт О. Волковой. Прозвучат произведения из сольного альбома певицы Poison d’amour («Яд любви»), арии из опер «Самсон и Далила», «Седая легенда», «Сафо», «Садко», «Кармен»… В концерте примут участие россияне: баритон Владислав Сулимский и сопрано Светлана Касьян, а также тенор Большого театра Беларуси Дмитрий Шабетя. Дирижер Константин Орбелян.

Фото из личного архива Оксаны Волковой

Смотрите также:

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Моя жизнь. Мой путь. Мой Президент». О чем на встрече с молодежью говорил Юрий Жадобин

В рамках республиканской общественно-культурной акции «Марафон единства» 23 января в Центральном Доме офицеров в формате откровенного разговора состоялся проект «Моя жизнь. Мой путь. Мой Президент», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya10 kopiya

В зале собралось немало молодежи, в том числе — офицеры и курсанты военных учебных заведений. В мероприятии принял участие генерал-лейтенант Юрий Жадобин, в прошлом занимавший должности председателя КГБ, Государственного секретаря Совета безопасности Республики Беларусь, министра обороны. Модератором встречи выступил генеральный директор Национальной библиотеки, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим Гигин.

— Тридцать лет президентства — это свершения, это события, это факты, достижения, цифры, — обратился к присутствующим В. Гигин. — Но, прежде всего, это — люди. Люди команды Александра Григорьевича Лукашенко, команды нашего Президента, которые помогали ему, были вместе с ним, добивались результатов, которыми сегодня гордится наша страна. Блестящая плеяда людей прошла в рамках «Марафона единства» по различным регионам. И сейчас в Минске мы благодарны Юрию Викторовичу, что он согласился на это разговор.

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya07 kopiya

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya08 kopiya

В своем выступлении Ю. Жадобин подробно рассказал, как в далеких 1990-х годах формировалось наше суверенное государство, с какими препятствиями приходилось сталкиваться на пути его развития. Ю. Жадобин вспомнил, как проходили первые президентские выборы и на что он тогда больше всего обратил внимание:

— Выступая перед народом, Александр Лукашенко говорил простые ясные вещи. Он не перегружал свою речь новыми терминами, какими-то цифрами, призывами. Он просто говорил, что надо работать, надо запускать предприятия, налаживать производство, восстанавливать сельское хозяйство.

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya06 kopiya

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya05 kopiya

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya22 kopiya

Как человек военный, Ю. Жадобин не смог не вспомнить о былой боевой мощи Советского Союза:

— Это была мощнейшая военная организация в мире. Все пять видов вооруженных сил находились под постоянным вниманием государства. Шло интенсивное перевооружение армии. Мне в должности командира батальона довелось участвовать в крупнейших учениях «Запад-81». Я видел всю эту мощь и испытывал чувство гордости за принадлежность к этой силе. И вот в одночасье вся эта мощь без единого выстрела прекратила свое существование. Наступили сложные времена. Сколько потом грязи было вылито на вооруженные силы! Президент же вселил в нас надежду, заверив, что армия, другие силовые структуры необходимы государству, что мы будем создавать новые вооруженные силы. За словами последовали и дела, движение вперед.

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya19 kopiya

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya13 kopiya

2025 01 23 marafon edinstva moj put moj prezident zhadobin malinovskaya09 kopiya

По словам Ю. Жадобина, за три десятилетия наша страна достигла многого и сегодня может гордиться своими достижениями. Построена великолепная Национальная библиотека, первая на территории Беларуси атомная станция, первый космонавт суверенной Беларуси отправился в космос…

— Мы сами строим свою страну, выбрали свою судьбу и отвечаем за нее, а военные люди еще и обеспечивают безопасность, — подытожил Ю. Жадобин. — Нам нужно любить свою Беларусь, уважать ее историю, опираться на опыт предков.

Фото Ирины Малиновской

«Республика останется президентской». Вадим Гигин дал прогноз развития Беларуси на ближайшие 20 лет

«Знаковая встреча» прошла во время «Марафона единства» в Минске 23 января, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 40 kopiya

Спикерами выступили генеральный директор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный, министр культуры Руслан Чернецкий и генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. Модерировал мероприятие главный редактор «Альфа радио» Вадим Шепет.

Тема встречи — «Главное — люди». Участники обсудили, как оставаться настоящим человеком при любых обстоятельствах. Рассказали о людях, которые сформировали их взгляды на жизнь, и тех, кто мотивировал их на развитие. Ответили на вопрос: «Государство для людей или люди для государства?».

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 23 kopiya

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 20 kopiya

Э. Запашный рассказал о своих связях с Беларусью. В детстве, когда он приезжал с родителями на гастроли, то учился в школах Минска и Гомеля. А его брат Аскольд в Минске познакомился со своей женой.

— Я никогда не разделял наши страны по национальному признаку, всегда с большим удовольствием и радостью приезжал, принимал любые приглашения, занимался благотворительными акциями, — рассказал он. — Беларусь — вовсе не маленькая страна. Она может гордиться своими разработками в IT-сфере, а также созданием уникальной техники, как «БелАЗ», достижениями, как строительство АЭС и даже полеты в космос.

Р. Чернецкий отметил: для того, чтобы быть мотивированным на развитие, человек должен заниматься любимым делом. И работать не только ради денег, но и для страны, семьи, общества.

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 11 kopiya

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 21 kopiya 1

— Мы умеем и можем создавать прекрасное, ставить спектакли, снимать кино, писать картины. Все это делается для того, чтобы сделать нашу страну еще лучше и красивее. Я выхожу на сцену, чтобы транслировать великие мысли, которые помогут зрителю стать лучше. Именно эта цель помогает мне оставаться человеком, — отметил спикер.

На вопрос из зала о том, каким он видит Беларусь через 17–20 лет, В. Гигин ответил:

— Республика останется президентской. Продолжатся союзные отношения с Россией. Надеюсь, что баланс жителей в малых, средних и крупных городах страны останется прежним. К этому времени период нестабильности и напряженности в мире должен закончиться, и наступит благоприятный период, — предположил он.

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 14 kopiya

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 22 kopiya

marafon edinstva znakovaya vstrecha lukashov 36 kopiya

Также В. Гигин отметил, что Беларусь никого не считает врагами, она открыта для всех. Может, это идеализм, но именно идеалисты двигают этот мир вперед.

Встреча закончилась раздачей автографов и фотосессиями.

Фото Сергея Лукашова