Маэстро Николай Макаревич: хип-хопа и рэпа в премьерном мюзикле «О, милый друг!» не будет
Дирижер Николай Макаревич рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, как состоялось его боевое крещение и чем опасна для солистов оркестровая яма.
Он стоит за дирижерским пультом уже четверть века. Макаревич — один из старожилов Музыкального театра: его роман с оркестром длится почти 30 лет. На 12 и 13 октября назначена премьера мюзикла «О, милый друг!» по Мопассану. Макаревич здесь дирижер-постановщик — человек, который вместе с режиссером-постановщиком определяет концепцию будущего спектакля.
— Сейчас театр на каникулах. Николай Владимирович, что делает дирижер во время отпуска, чтобы не потерять форму?
— Благодаря Интернету пересматриваю телевизионные программы — слежу за тем, что происходит в жанре оперетты и в музыке в целом. Интернет дает возможность побывать на концертах, которые прошли, когда я работал. Хочу отслушать струнников, которые выступали на конкурсе имени Чайковского. Молодые музыканты такие виртуозы, уровень мастерства запредельный!.. Отпуск — время для самообразования. Буду читать Ги де Мопассана — «Милого друга» и новеллы, чтобы проникнуться атмосферой парижского общества XIX века, а главное, понять, какими категориями мыслил писатель.
— Станете его осовременивать?
— Я вижу спектакль «О, милый друг!», прежде всего, как постановку стильную, с французским акцентом. В нашем театре этот мюзикл уже ставили в 1983 году. Как ни крути, времена изменились, в оркестре появились новые инструменты, расширился диапазон возможностей. Я предложил: пусть наш хорошо известный мастер аранжировки Лев Карпенко освежит музыку. Этим он и занимается. Могу сказать точно: хип-хопа и рэпа не будет.
— Жив ли автор мюзикла — российский композитор Виктор Лебедев?
— Народному артисту России 84 года. Музыкальная память феноменальная! Виктор Михайлович обещал приехать на премьеру, подарил нам танго, которое не звучало в прежней версии. Мы с Зинаидой Викторовной (Зинаида Вержбицкая — заслуженная артистка Республики Беларусь, режиссер-постановщик мюзикла. — Прим. авт.) побывали у композитора в Санкт-Петербурге. Он был рад тому, что не забыт. А как забыть? Мы все росли на музыке Лебедева к фильмам «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!».
— Николай Владимирович, что это за история, когда вы стали руководить оркестром, еще не получив диплома?
— В 1994 году я работал и учился в академии музыки по классу дирижирования. Главным дирижером в театре был мой педагог Александр Петрович Сосновский. Утром узнали: заболел артист, который вечером должен играть на сцене на рояле в мюзикле «Хэлло, Долли!». Роль тапера небольшая, но ключевая. Чтобы не отменять спектакля, Сосновский сам сел за рояль, а меня, кларнетиста, поставил за пульт дирижера.
— Представляю реакцию солистов, которые увидели в оркестровой яме новую голову!
— Да, это был шок. Тем не менее спектакль прошел гладко.
— Нужно ли дирижеру самому владеть музыкальными инструментами?
— Брать в руки инструмент и показывать можно и нужно в музыкальной педагогике, но не в работе с оркестром. И все-таки дирижеру необходимо владеть инструментом, хотя бы для того, чтобы понимать психологию музыкантов.
— Часто играете на кларнете?
— Сегодня редко. Но кларнет был и остался любимым. Это благородный инструмент с чистым звуком, недаром на латыни clarus — «ясный». Кларнет может быть резким в нижнем регистре, томным — в среднем, пронзительным — в верхнем…
— Совсем как человек…
Семь фактов из жизни Николая Макаревича
- Родился в 1971 году в Минске. В академии музыки получил два высших образования — по классу кларнета и оперно-симфоническому дирижированию. Оба диплома с отличием.
- Играть на кларнете научил многих, в том числе сына Ивана. Это происходило в музыкальной школе, где Николай Макаревич преподавал.
- Поставил как дирижер в Музыкальном театре дюжину спектаклей: «Бабий бунт», «Приключения бременских музыкантов» и другие.
- Делает аранжировки. Композитор Геннадий Гладков даже включил два номера из мюзикла «Обыкновенное чудо» в инструментовке Макаревича в свой юбилейный вечер в Концертном зале имени П. И. Чайковского (Москва).
- Был вторым дирижером и ассистентом американского дирижера Филиппа Симмонса в американо-белорусском проекте «Вестсайдская история».
- Является приглашенным дирижером Карагандинского академического театра музкомедии (Казахстан), а также руководит оркестром Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки.
- Пишет музыку. В Караганде идет музыкальная комедия Николая Макаревича «Не может быть» по произведениям М. Зощенко.
Фото из архива Николая Макаревича