1200 90

Маэстро Николай Макаревич: хип-хопа и рэпа в премьерном мюзикле «О, милый друг!» не будет

Дирижер Николай Макаревич рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, как состоялось его боевое крещение и чем опасна для солистов оркестровая яма.

MK Pt.2.08 Kultura Dirizher Nikolaj makarevich 1Он стоит за дирижерским пультом уже четверть века. Макаревич — один из старожилов Музыкального театра: его роман с оркестром длится почти 30 лет. На 12 и 13 октября назначена премьера мюзикла «О, милый друг!» по Мопассану. Макаревич здесь дирижер-постановщик — человек, который вместе с режиссером-постановщиком определяет концепцию будущего спектакля.

— Сейчас театр на каникулах. Николай Владимирович, что делает дирижер во время отпуска, чтобы не потерять форму?

— Благодаря Интернету пересматриваю телевизионные программы — слежу за тем, что происходит в жанре оперетты и в музыке в целом. Интернет дает возможность побывать на концертах, которые прошли, когда я работал. Хочу отслушать струнников, которые выступали на конкурсе имени Чайковского. Молодые музыканты такие виртуозы, уровень мастерства запредельный!.. Отпуск — время для самообразования. Буду читать Ги де Мопассана — «Милого друга» и новеллы, чтобы проникнуться атмосферой парижского общества XIX века, а главное, понять, какими категориями мыслил писатель.

— Станете его осовременивать?

— Я вижу спектакль «О, милый друг!», прежде всего, как постановку стильную, с французским акцентом. В нашем театре этот мюзикл уже ставили в 1983 году. Как ни крути, времена изменились, в оркестре появились новые инструменты, расширился диапазон возможностей. Я предложил: пусть наш хорошо известный мастер аранжировки Лев Карпенко освежит музыку. Этим он и занимается. Могу сказать точно: хип-хопа и рэпа не будет.

— Жив ли автор мюзикла — российский композитор Виктор Лебедев?

— Народному артисту России 84 года. Музыкальная память феноменальная! Виктор Михайлович обещал приехать на премьеру, подарил нам танго, которое не звучало в прежней версии. Мы с Зинаидой Викторовной (Зинаида Вержбицкая — заслуженная артистка Республики Беларусь, режиссер-постановщик мюзикла. — Прим. авт.) побывали у композитора в Санкт-Петербурге. Он был рад тому, что не забыт. А как забыть? Мы все росли на музыке Лебедева к фильмам «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!».

Strunnaya gruppa simfonicheskogo orkestra Minskogo muzyikalnogo kolledzha im. M.I.Glinki. Dirizhyor N.Makarevich e1564735023855

— Николай Владимирович, что это за история, когда вы стали руководить оркестром, еще не получив диплома?

— В 1994 году я работал и учился в академии музыки по классу дирижирования. Главным дирижером в театре был мой педагог Александр Петрович Сосновский. Утром узнали: заболел артист, который вечером должен играть на сцене на рояле в мюзикле «Хэлло, Долли!». Роль тапера небольшая, но ключевая. Чтобы не отменять спектакля, Сосновский сам сел за рояль, а меня, кларнетиста, поставил за пульт дирижера.

— Представляю реакцию солистов, которые увидели в оркестровой яме новую голову!

— Да, это был шок. Тем не менее спектакль прошел гладко.

— Нужно ли дирижеру самому владеть музыкальными инструментами?

— Брать в руки инструмент и показывать можно и нужно в музыкальной педагогике, но не в работе с оркестром. И все-таки дирижеру необходимо владеть инструментом, хотя бы для того, чтобы понимать психологию музыкантов.

— Часто играете на кларнете?

— Сегодня редко. Но кларнет был и остался любимым. Это благородный инструмент с чистым звуком, недаром на латыни clarus — «ясный». Кларнет может быть резким в нижнем регистре, томным — в среднем, пронзительным — в верхнем…

— Совсем как человек…

Семь фактов из жизни Николая Макаревича

  1. Родился в 1971 году в Минске. В академии музыки получил два высших образования — по классу кларнета и оперно-симфоническому дирижированию. Оба диплома с отличием.
  2. Играть на кларнете научил многих, в том числе сына Ивана. Это происходило в музыкальной школе, где Николай Макаревич преподавал.
  3. Поставил как дирижер в Музыкальном театре дюжину спектаклей: «Бабий бунт», «Приключения бременских музыкантов» и другие.
  4. Делает аранжировки. Композитор Геннадий Гладков даже включил два номера из мюзикла «Обыкновенное чудо» в инструментовке Макаревича в свой юбилейный вечер в Концертном зале имени П. И. Чайковского (Москва).
  5. Был вторым дирижером и ассистентом американского дирижера Филиппа Симмонса в американо-белорусском проекте «Вестсайдская история».
  6. Является приглашенным дирижером Карагандинского академического театра музкомедии (Казахстан), а также руководит оркестром Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки.
  7. Пишет музыку. В Караганде идет музыкальная комедия Николая Макаревича «Не может быть» по произведениям М. Зощенко.

Фото из архива Николая Макаревича

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора