МАЛАЯ РОДИНА. Народная артистка Беларуси Нина Ломанович: Мозырь дает силы и по сей день
Народная артистка Беларуси Нина Ломанович говорит, что не утратила свежести впечатлений, потому что с детства была окружена красотой. Воспоминаниями она поделилась с корреспондентом агентства «Минск-Новости».
— Я скучаю не по тому месту, где прошло детство, его уже не узнать. Скучаю по добрым чувствам, которые я там испытывала, — говорит главный хормейстер Большого театра Беларуси Нина Ломанович.
…Отец и мать воевали, а после войны отца, как кадрового военного, переводили с одного места службы на другое. Мне было три года, когда семья ехала с Дальнего Востока через Урал в Беларусь, на родину папы. Это самые первые воспоминания: поезд и ощущение бесконечной страны… В центре Мозыря нас поселили в коммунальной квартире. Жили впятером в одной комнате.
Мозырь, хотя я в нем не родилась, — родина, дающая силы по сей день. Холмистый город в моей памяти необыкновенно красив. Помню чистейшую Припять с белоснежным песком, на котором летом отдыхали ленинградцы и москвичи — они ехали не в Крым, а к нам. Мост, который сейчас ремонтируют, казался нам, детям, роскошным. Каникулы я проводила у бабушки в деревне под Мозырем. Но могла и не выезжать из города. Какие в Мозыре были овраги! Глубокие, таинственные, весной они покрывались ковром из первоцветов. Мы играли в них до заката, и матери не волновались. Спокойствие города ничто не нарушало. А потом… Когда началось строительство нефтеперерабатывающего гиганта, исчезла с карты бабушкина деревня, были выкорчеваны мозырские столетние дубовые рощи… Да, это плата за прогресс. Однако сердце плохо понимает доводы разума. Я ведь помню, как отец поднимал меня, девочку, в четвертом часу и мы росным утром шли по грибы. Под одним дубом однажды срезали сто маленьких боровичков. Счастье!
Белорусские пейзаж, ландшафт, рельеф — историко-культурная ценность. Перелески, поймы рек, рощи вокруг озер нуждаются в таких же охранных грамотах, как и архитектурные ансамбли. Полесье, Припять — крупнейшая жемчужина Беларуси, уникальная хотя бы тем, что здесь — конечный пункт одного из древних ледников…
О чем еще хочу сказать: Мозырь моего детства был лишен комплекса провинциальности. Сейчас в век Интернета такого комплекса вообще не должно быть у малых городов. А тогда у нас было сто занятий. Как в стихотворении Агнии Барто: драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота… И все бесплатно. Воистину, золотое детство. Никто никого ни к чему не понуждал. Мы сами себя организовывали.
Я окончила 10 классов, музыкальную школу, уехала в Гомель, отучилась в музыкальном училище, в Минске поступила в консерваторию и еще третьекурсницей пришла в Оперный театр. Опера — моя любовь. Опера — диалог с высшими силами и, наверное, со всей Вселенной. За 43 года должности менялись, но в трудовой книжке место работы одно. Откуда что взялось? Ни в Мозыре, ни в Гомеле оперных коллективов не было. Зато были пластинки, радио… Когда по телевизору шел концерт симфонической музыки, пляжи и танцплощадки исчезали из жизни напрочь…
Стихия музыки имеет много общего с природной стихией. Иногда я ощущаю себя деревом с глубокими корнями, а крона — это мысли, дела, мечты…
Фото Аники Неделько и из Интернета