Малые музеи большого города. За что сажали на кол гонцов и за кого платили, как за арабского скакуна?

В центре Минска располагается величественное здание, занимающее целый квартал, – Главпочтамт. 4-этажное сооружение построено в 1953 году и у многих ассоциируется с историей белорусской почты.

Однако узнать о развитии почтового сообщения на белорусских землях можно совершенно в другом месте – в историко-информационном центре РУП «Белпочта» (ул. Вокзальная, 22). На 136 квадратных метрах располагаются тысячи экспонатов: марки, штемпеля, открытки, конверты, кассовые аппараты, форма… Именно здесь можно узнать, как и за что наказывали гонцов, кого брали в почтальоны, зачем им нужен был рожок и многое, многое другое.

Экскурсию по хранилищу почтовой истории для корреспондента агентства «Минск-Новости» провела сотрудник историко-информационного центра РУП «Белпочта» Лидия Михайловна Тумилович.

IMG_5861

– Центр был открыт 7 октября 2005 г. В создании экспозиции приняли участие работники и ветераны труда «Белпочты». Зал поделен на несколько частей: на стендах представлена история появления почты на белорусских землях начиная с IX в., – рассказывает Лидия Михайловна.

 

Начало. Гонцы и наказания

В «Повести минувших лет» можно найти первое упоминание о передаче вестей, датируемое 885 г.

_MG_5571

С IX по XIV в. почту доставляли гонцы. В большинстве своем их содержали представители знати. На должность гонцов брали самых смелых и отважных, так как в пути их могли ждать большие неприятности и опасность.

_MG_5561

Именно поэтому обязательной частью экипировки был молот или лук со стрелами, чтобы защитить письменные сообщения и указы. Кроме того, гонцы имели при себе почтовый рожок, с помощью которого они оповещали о своем прибытии.

_MG_5564

Профессия требовала хорошей ориентации на местности как днем, так и ночью и, конечно же, отличного знания пути.

IMG_5634

Правительство всегда заботилось о качестве работы почты. Не обходилось даже без жестоких мер. К примеру, гонцов, принесших дурные вести, сажали на кол. А в XVII в. царь Алексей Михайлович Романов приказал бить ямщиков палками вместо кнутов, чтобы почта приходила вовремя. Позже Петр Первый издал указ, где говорилось, что за малое промедление в доставке писем почтарей карать смертной казнью безо всякой пощады. (_MG_5574)

А уже в начале XX в. почтовых служащих ждал арест за опоздание или прогул. Так что на почтовиков могли не только напасть в пути, но еще и покарать по прибытии на место.

_MG_5645

 

«Ехали на тройке с бубенцами…»

В XVII в. почту доставляли на телегах и лошадях. Позже появились почтовая карета и тройка. А затем уже на дилижансах стали перевозить не только почтовые отправления, но и пассажиров.

_MG_5563

Почтовая тройка в то время пользовалась особым уважением: извозчики всегда уступали дорогу, если слышали звон бубенцов и звук рожка.

Безусловно, корреспонденцию ждал долгий путь. Например, письмо из Москвы до Гамбурга шло 23 дня.

В историко-информационном центре РУП «Белпочта» хранится много экспонатов, в том числе и жалобы на утрату корреспонденции, плохое обращение сотрудников и скудное меню кухонь на почтовых станциях, которые появились в XVIII в. благодаря Петру Первому.

_MG_5622

 

Образ почтальона XIXXX вв.

До начала XIX в. на почте могли служить только мужчины, причем чтобы получить эту должность, они проходили жесткий отбор.

_MG_5579

Обычный почтальон обязательно должен был быть образованным. Если же претендент метил на должность с высоким рангом, ему нужно было знать несколько иностранных языков и хорошо владеть географией. Соискатели проходили своеобразное собеседование с работодателем. К примеру, последний мог попросить назвать все притоки реки Ганг. А еще в большинстве случаев профессия передавалась по наследству от отца к сыну вместе с почтальонской формой – костюм шили за личные средства.

 

– Зарплата рядового почтальона на Минской почтовой конторе в начале XX в. равнялась 150 рублям в год, – рассказывает Лидия Михайловна. – А вот годовая зарплата начальника почтальонов была в 10 раз больше – полторы тысячи рублей. Его считали самым главным человеком после губернатора (штат работников Минской конторы в то время составлял около 500 человек). Тогда почты только стали оснащать электрическим освещением, которое стоило очень дорого. Только представьте: за одну лампочку при установке освещения на Минской конторе в 1910 г. нужно было заплатить 37 рублей.

Внешний вид почтальонов в XIX в., конечно, отличался от гонцов XIV в. У сотрудников почты появились обязательный нагрудный знак на форме и оружие – кортик. Корреспонденцию складывали в баулы, на которые вешали медные ярлыки в оправе из кожи.

 

Первые почтовые ящики

Первые ящики для корреспонденции появились в Минске в 1870 г. Их устанавливали в наиболее заселенных районах города и у почтовых контор.

_MG_5648

К началу XX в. в столице насчитывалось уже 12 подобных устройств. Доставали письма два раза в сутки. При выезде на выемку корреспонденции почтовому работнику выдавали контрольные пластинки красного цвета, которыми он заменял синие в почтовых ящиках. Таким образом начальник мог проверить работу почтальонов.

 

Голубиная почта

Эта почта известна с древних времен. В странах Междуречья с голубями посылали экстренные сообщения, а чуть позже «птичья» почта возникла в Египте и Греции.

В XII–XIII вв. цена почтового голубя приравнивалась к стоимости чистокровной арабской лошади. И это неудивительно, ведь пернатые почтальоны могут несколько часов подряд лететь без отдыха со средней скоростью 70 км/ч.

На территории Беларуси голубиная почта получила широкое распространение во времена Первой мировой и Великой Отечественной войн.

IMG_5609

Текст письма шифровали, записывали на небольшом кусочке бумаги, вставляли в полость пера, а после привязывали к хвостовой части птицы. Там послание было менее заметно.

 

«Напиши мне открытку на память…»

Открытое письмо, а попросту открытка, появилось в первой половине XIX в. Для ее отправления не нужны были ни конверт, ни марка. Сразу же после появления открытого письма вышел запрет на использование в его тексте нецензурной брани.

_MG_5605

_MG_5606

Безусловно, прогресс движется вперед, и сегодня с трудом представляется звон бубенцов почтовых троек и звук рожка на шумных улицах столицы. Да и почтовые услуги значительно расширились.

– Желающие узнать подробности, тайны и секреты и почтового ремесла обязательно должны посетить наш историко-информационный центр, – завершает экскурсию Лидия Михайловна.

Фото Тамары Хамицевич

 

Еще материалы рубрики:

МАЛЫЕ МУЗЕИ БОЛЬШОГО ГОРОДА. Экспозиция «Бацькоўскае гняздо»

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое