Мама шестерых детей и водитель троллейбуса. Побеседовали с многодетной минчанкой
Оксана и Александр Антипорук работают водителями в автопарке № 4. Причем водят в две смены один и тот же троллейбус. Здесь и началась их история любви. Подробнее об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Троллейбус сосватал
Сидим в уютной кухне. На полу растянулся упитанный кот Лаврентий, за окном снуют люди и машины, напротив меня — улыбающаяся Оксана. Однажды она решила круто изменить свою жизнь: переехала в Минск и подалась в водители троллейбуса. Впрочем, с него началась не только карьера, но и счастливая семья.
— Если бы 25 лет назад мне сказали, что я стану мамой шестерых детей, никогда бы не поверила, — улыбается Оксана. — Сколько себя помню, замуж не спешила. Даже однажды сказала себе: раньше 30 лет там делать нечего. И вообще жить одна буду. Кто бы мог подумать, что окажусь в автопарке, да еще у будущего мужа на стажировке, и мы станем многодетными родителями. Саша до сих пор шутит: ну что, одна живешь?
Оксане тогда было 23 года. Саша старше нее на 8 лет и на тот момент был опытным водителем.
— Понравился мне простотой и юмором. Как начнет анекдоты рассказывать! Сам всегда на позитиве, вечно у него шутки, — рассказала Оксана. — И как отец он толковый. Как сказала моя мама, будь кто-то другой — и не было бы у нас шестерых детей. Саша и с домашними делами поможет, и с уроками. Мы не делим на мое и чье-то, все делаем вместе.
С детьми никогда не скучно
Не прошло и года с момента знакомства, как Оксана и Александр стали мужем и женой. Потом родился первенец. Всего у супругов две дочери — Лена и Юля и четверо сыновей — Дима, Андрей, Максим и Михаил.
Самому младшему, Мише, 9 лет. А старший, Дима, сам отец двух сыновей. Так что подрастают уже внуки — Артем и Лешка. У Александра от первого брака есть дочь Маша, которую Оксана считает членом их большой семьи.
По словам собеседницы, с детьми никогда не скучно.
— Они все разные, у каждого свои характер, возрастные потребности, но в этом и есть прелесть многодетного материнства. С одной стороны, хлопот достаточно, с другой — без детей в доме пусто. Мне повезло с детьми, вопреки стереотипам, с ними нет проблем, — продолжает Оксана. — Сейчас я не представляю свою жизнь без них, хотя в молодости мысли не допускала даже о двух детях. А какие они сюрпризы делают — с музыкой, танцами! Мы не домоседы, всегда куда-то выбираемся. У нас настоящий командный дух. Все как один путешественники и легкие на подъем. Однажды собрались в один момент и укатили в соседнюю страну.
По поводу учебы такая установка: моя обязанность — работа, ваша — учеба. Гнаться за отметками не заставляем, но объясняем, что без труда и усердия просто так ничего не достается. Самое главное, и это постоянно повторяем детям: быть самостоятельными, честными, дружить и помогать друг другу.
Оксана и Александр работают водителями в автопарке № 4. Причем водят в две смены один и тот же троллейбус. Здесь и началась их история любви. Александр вовсю крутил баранку машины и по воле случая стал инструктором — будущую жену учил водить троллейбус.
Научилась ставить «башмаки» и «щечки»
На часах 13:00. Оксана собирается в рейс сменить Александра. Пункт назначения — станция метро «Кунцевщина». Супруги закрывают по графику несколько маршрутов — № 9, 31 и 44. Едем. В пути Оксана рассказывает, как стала водителем.
— Я выросла в небольшой деревне в Витебской области. Окончила школу и уехала в столицу. Выучилась на продавца, но душа просила чего-то другого. Однажды увидела, как 23 февраля нарядный водитель троллейбуса поздравляет пассажиров с праздником. И так меня это впечатлило, что решила обучиться этой профессии. А вообще интерес к вождению был всегда. Я и на тракторе, и на мотоцикле. Но не поверите, сапожник без сапог — категории В у меня нет. Сразу боялась машин, а теперь и желания нет, и необходимости: у меня есть Саша, сын Дима и дочка Лена. Все водители, — смеется Оксана.
За рулем троллейбуса она с 1999 г. Говорит, в автопарке № 4 водителей в юбках едва ли не больше, чем мужчин.
— Когда вспоминаю, как все начиналось, смешно до слез, а тогда было страшно. Забросить на провода «рога» — полбеды. А вот на поворотах мне казалось, что троллейбус «ляжет». Помню, как в кабине закричала: «Саша, троллейбус падает!» С неисправностями приходилось справляться самой. Однажды дверь чинила, а был случай, когда машина не завелась, тогда еще старые троллейбусы ездили по городу. Звоню Саше, а он мне: «А ты «рогами» постучи, поедет». Точно, поехала! Постепенно научилась ставить «башмаки» и «щечки». Это такие специальные устройства на «рогах», — поясняет Оксана.
Но самое сложное — не «рога» и не ночной режим работы. Тяжело работать с людьми.
— Ездят пассажиры с разным настроением. Одни улыбаются, спасибо говорят. Другим не так сдачу подала, не так подъехала, не так стала — повод для недовольства можно всегда найти. Но стараюсь относиться ко всему философски, с юмором. Так легче преодолеваются трудности, — добавляет собеседница.
Женщину нужно беречь
Маршрут, как и жизненный путь, многодетная мама делит с мужем. Работают они в две смены.
— У Саши первая, у меня вторая. Через неделю наоборот. Видимся несколько минут на пересменке и полтора часа ночью, — улыбается героиня. — Я, если вторая смена, возвращаюсь после двух ночи, а Саша в четыре часа встает на работу. Зато каждые выходные мы дома всей семьей.
Продолжая разговор о буднях, Оксана не раз повторяет, что ей повезло с мужем.
— Утром по кухне главная я, вечером — Саша. Варит отменный борщ, печет пироги, а по выходным у нас блины. У мужа свой рецепт, сколько я ни пыталась, у меня такие пышные не получаются, — хвалит супруга Оксана.
— А кто сказал, что мужчина не должен заниматься бытом? — восклицает Александр, которого мы встретили на пересменке.
Относительно быта у него своя философия.
— Женщина, как и мужчина, тоже ходит на работу, а дома у нее начинается вторая смена. И как она, уставшая, может быть потом в настроении, если на нее все сгрузить? — рассуждает многодетный отец. — Я и сыновьям говорю: женщине нужно помогать, ее нужно беречь.
Фото автора и из архива семьи Антипорук
Подготовила Юлия Лебедева