Машины будущего становятся для белорусов техникой настоящего. Кто будет обслуживать электромобили?

Тема электротранспорта перспективна не только для автопроизводителей, но и для учреждений образования технического профиля: специалистов по эксплуатации и ремонту машин с электродвигателем готовить нужно уже сейчас. Как их обучают и где они работают, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Лаборатория

Перспективная тема

В Беларуси сегодня насчитывается около 500 электрокаров и порядка 260 зарядных станций — такова статистика РУП ПО «Белоруснефть», государственного оператора по созданию и развитию сети электрозарядных станций в стране. Но, по оптимистичным прогнозам экспертов, количество электромобилей со временем должно вырасти в разы: этому будут способствовать действующие с лета текущего года льготы по ввозу электромобилей в Беларусь, постепенное развитие инфраструктуры под этот вид транспорта и скорый ввод в эксплуатацию БелАЭС. Соответственно с увеличением количества электрокаров на белорусских дорогах возрастает и потребность в специалистах, которые будут их обслуживать. Минский государственный автомеханический колледж им. академика М. С. Высоцкого одним из первых сориентировался в перспективах рынка труда.

Еще в 2017 году МГАК произвел набор учащихся, которые за четыре года обучения получат необходимые знания не только по привычным нам авто с двигателем внутреннего сгорания, но и по машинам на электротяге.

Для этого были модернизированы учебные программы и внесены изменения в учебный план по специальностям «Автомобилестроение», «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис», — поясняет директор колледжа Валерий Кириленко. — Новые специальности мы не вводили, а добавили в уже имеющиеся тематику устройства, диагностики и ремонта электромобилей.

В учебном заведении на данном этапе не видят смысла в подготовке узких специалистов по электротранспорту — потребность в них на рынке труда пока невелика. Но в МГАК, что называется, держат руку на пульсе, и с ростом популярности и доступности электрокаров в нашей стране намерены корректировать учебный процесс. А пока здесь готовят специалистов широкого профиля, которые смогут работать на любом предприятии автосервиса и обслуживать всю линейку автомобилей, включая электромобили.

Несколько лет назад в МГАК открыли уникальный ресурсный центр, в котором обучают будущих слесарей по ремонту автомобилей и техников-механиков, а также повышают квалификацию уже действующих сотрудников предприятий и организаций по направлению «Техническая эксплуатация автомобилей» и «Автосервис». До недавнего времени РЦ включал в себя класс теоретического обучения и четыре лаборатории: Uni Train, электронных систем, диагностики и топливной аппаратуры. Но прошлой осенью на базе центра была открыта еще одна лаборатория — по изучению устройства электромобилей. Она оснащена современным диагностическим оборудованием, а в качестве наглядного учебного пособия здесь представлен реальный электромобиль.

Учебные стенды

— С прошлой осени в колледже была введена дисциплина «Электромобили», где учащиеся изучают устройство и обслуживание такой техники, — рассказывает заведующий лабораторией Олег Царук, выпускник МГАК 2006 года. — Поскольку эта дисциплина абсолютно новая, она предполагает и теоретические часы, и практические. И если для теории достаточно любого учебного кабинета с доской, то для отработки практики необходимо специфическое оборудование. Поэтому в колледже и была создана эта лаборатория для проведения практических и лабораторных работ. Причем на специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» есть еще практикум по поиску неисправностей, в котором имеется раздел «Электромобили».

К изучению электромобиля учащиеся приступают с 3-го курса.

— Вначале они должны получить базу, изучить обычный автомобиль, и только потом на эти знания накладывается дисциплина «Электромобиль», — пояснил О. Царук.

Выпускники колледжа 2020 года изучили эту дисциплину на четвертом курсе. Таким образом, первые компетентные в электротехнике специалисты заняли свои рабочие места уже нынешним летом.

Станций техобслуживания, которые занимаются исключительно электромобилями, в Беларуси пока единицы. В Минске есть два официальных дилера — ВМW и Nissan, которые обслуживают электромобили своих марок, и несколько мультимарочных СТО. И ребята из МГАК работают там, а также в троллейбусных и автобусных парках. Но, согласитесь, было бы неплохо, если бы в штате каждой СТО был хотя бы один механик, знающий толк в электромобиле. Белорусский рынок требует таких специалистов — и с каждым годом их будет больше.

По последнему слову техники

Nissan Leaf в разрезе

Что же представляет собой лаборатория? В ней на рабочих местах находятся восемь учебных установок Uni Train, три учебных стенда и реальный электромобиль Nissan Leaf в продольном разрезе. Заведующий лабораторией объясняет, что позволяют делать установки Uni Train:

— В них устанавливаются сменные платы, каждая из которых представляет собой определенную тему для лабораторных и практических работ. Это могут быть основы безопасности работы с электромобилями, повышение и понижение напряжения, преобразование напряжения с переменного в постоянное и наоборот — все то, что встречается при эксплуатации электромобиля. Ребята, работая с этой платой, выполняют определенное задание на компьютерах со специальным программным обеспечением, делают выводы и оформляют лабораторную работу в электронном виде. Программа сохраняет эти данные, а преподаватель затем проверяет.

По словам О. Царука, занимаясь с установками Uni Train, учащиеся получают базовые знания и умения для работы с электромобилем. Но прежде им необходимо поработать с его системами. Для этого в лаборатории есть три стенда. Первый — это система кондиционирования и отопления, второй — силовая установка гибридного автомобиля и электромобиля, третий — высоковольтная аккумуляторная батарея. Каждый стенд позволяет изучить теорию по соответствующей теме, а также получить первоначальные практические умения по диагностике, работе, техническому обслуживанию данной системы.

Установка Uni Train

Пройдя курс лабораторных и практических работ на стендах, можно приступать к изучению реального электромобиля. Таковой в лаборатории тоже имеется, правда, разрезанный в учебных целях. В нем открыты все полости, видно то, что обычно скрыто от глаз, — это способствует более полному пониманию устройства электромобиля. При этом его основные функции не нарушены.

Он является полностью действующим: запускается, может двигаться вперед и назад, к нему можно подключать диагностическое оборудование, вносить неисправности и, соответственно, их устранять, — поясняет О. Царук.

Также в лаборатории есть полнокомплектный Nissan Leaf. Учебно-методический автомобиль нужен для того, чтобы в процессе эксплуатации проводить ходовые испытания, лабораторные исследования, изучать процесс зарядки-разрядки, пояснили в МГАК.

Причем «заправлять» машину можно, не выезжая за пределы территории колледжа: во дворе учебного заведения находится собственная зарядная станция, которая, к слову, обозначена на карте ЭЗС республики, и владельцы электрокаров могут ею воспользоваться.

В помощь спасателям

О том, что лаборатория электротранспорта в МГАК пользуется спросом, говорит уже тот факт, что в прошлом учебном году в этом центре прошла обучение группа работников МЧС. В связи с увеличением количества электротранспорта на дорогах Беларуси возрастает и риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с его участием. Поэтому перед службами МЧС возникает вопрос: как обезопасить водителя и пассажира, а также самих спасателей при оказании помощи пострадавшим в ДТП?

— В случае с электромобилями есть своя специфика, — поясняет О. Царук. — По кузову автомобиля, под ним, внутри проложены силовые кабели, высоковольтные (напряжение может достигать 700 вольт). И во время извлечения водителя или пассажиров из электромобиля с помощью специнструмента есть вероятность повредить этот кабель. Соответственно, электромобиль несет опасность и для работников МЧС. Поэтому им необходимо знать и устройство автомобиля, и как правильно разрезать кузов, чтобы не попасть на силовые провода и не получить разряд током, и как безопасно тушить электромобиль при его возгорании, а также как хранить такой автомобиль после ДТП. Последнее тоже важно, ведь он должен отстояться неделю в карантине (есть такое понятие для электромобиля), потому что батарея литий-ионная, и в случае повреждения корпуса, его смятия есть вероятность того, что она начнет внутри нагреваться и в результате самовоспламенится. Это может случиться и через день, и через два-три после ДТП. Если через неделю ничего не произошло, значит, электромобиль безопасен.

После прохождения курса обучения своих сотрудников в МЧС разработали собственную нормативную документацию, которой будут пользоваться в случаях таких ДТП. Между тем в ресурсном центре готовы дать консультации не только спасателям, но и работникам действующих сервисных служб, предприятий и организаций республики, владельцам электротранспорта.

Подготовила Ирина Мясникова

Фото Петра Вербицкого

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ