Мастер Маргарита, или Как девушка преподает уроки труда столичным мальчишкам

«Не умею готовить, зато знаю, как починить утюг». Как работается молодой учительнице Маргарите Жук, которая преподает уроки труда мальчишкам в СШ № 125, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

учитель труда девушкаМолотки, стамески, лобзики — ее главные рабочие инструменты. В своем классном кабинете, заставленном разнообразными станками для обработки древесины, она нисколько не теряется. Звенит звонок, и кабинет заполняется шумными мальчишками. Учительница встречает их лучезарной улыбкой.

Маргарита Жук работает учителем технического труда первый год. Пришла в СШ № 125 сразу после окончания Индустриально-педагогического колледжа. С тех пор не перестает удивлять коллектив школы. Первый раз — еще когда устраивалась. Ведь не часто к рабочему станку становятся девушки. Но Маргарита заверила администрацию: кабинеты точно не перепутала. Пришла работать именно с мальчишками, а не преподавать шитье и рукоделие у девочек.

Как доказательство предоставила не только диплом об окончании колледжа, но и все необходимые сертификаты. Они являются допуском к работе на сложном и опасном оборудовании с циркулярными пилами, сверлами и прочим.

Когда же педагог приступила к занятиям со своими подопечными, удивила коллег в очередной раз. Еще совсем юная девушка прекрасно дисциплинирует парней. Все как один на ее уроках заняты делом и очень стараются.

8 «Б», у которого сейчас как раз занятие, хором отвечает: «У нас необычная учительница!»

учитель труда девушкаГоворят, до этого все трудовики были представителями сильного пола. Мальчишки шутят, что с ее приходом стали пользоваться парфюмом и тщательно выглаживать рабочие халаты.

16 парней не спускают глаз с молодого педагога. Она рассказывает им теоретическую часть занятия, а затем школьники приступают к практике. Берут инструменты, фанеру и начинают мастерить. В классе поднимается невероятный шум. Стучат молотки, скрежещут пилы. Еще пять минут, и, кажется, голова пойдет кругом.

— А я привыкла, — мило улыбается Маргарита. — Это даже тихо — станки не работают.

Голос у девушки громкий, но она его специально не повышает. Скорее, это привычка, которая выработалась во время учебы в колледже, когда бок о бок практиковалась в мастерских с будущими слесарями, столярами. А там атмосфера, как на заводе. Чтобы общаться друг с другом, надо было уметь ну очень громко говорить.

— Учитель рассказала случай из колледжа: ее сокурснику отрезало палец во время работы на станке, — замечает ученик Матвей Верба.

— Вы спрашивали, почему нельзя сунуть палец в станок! — смеется Маргарита. Случай, конечно вымышленный. Но это помогло заставить ребят серьезно относиться к технике безопасности.

— Без спецодежды я никого не допущу к занятиям. У меня в классе все красивые — в халатах синих оттенков. Если есть длинные волосы, что для современных парней весьма актуально, требую надевать берет, — рассказывает педагог.

учитель труда девушкаМатвей спешит поделиться тем, чему уже научился:

— Чтобы легче пилить дощечку, ее надо закрепить в тиски. При этом делать перерывы в работе — пилка на лобзике сильно нагревается и может повредиться.

Маргарита Жук успевает подойти к каждому ученику, проверяет работу, помогает исправить ошибки.

— Парни! Инструменты аккуратненько в шкаф, фанеру — в ящик. Складываем все красивенько! — объявляет учительница о завершении занятия.

Ученики мигом наводят лоск на своих рабочих местах.

— Я окончила среднюю школу в городе Свислочь Гродненской области. Хотела заниматься деревообработкой, пошла по стопам отца. Он был очень рукастым. Его вазочки, фрески, полочки украшают наш дом. И продолжить его дело очень приятно, — вспоминает Маргарита. — Когда поступала в колледж, очень переживала, что не пройду по конкурсу. У меня средний балл 9, но группу учителей технического труда набирали небольшую. Накрутила себя тогда до слез — стояла у приемной комиссии с мокрыми глазами. Но позже оказалось, что мой балл самый высокий. Одна моя однокурсница оказалась на этой специальности случайно, не заметила в ее названии слово «технический». Думала, что будет вести уроки обслуживающего труда у девочек. Я же шла сюда осознанно и нисколечко не пожалела.

Молодая учительница говорит, что совершенно не умеет шить и хозяйничать. Зато в ее доме все бытовые приборы починены. Однажды летом делала ремонт в квартире — сверлила отверстия в стене, чтобы повесить полки. Прибежала разъяренная соседка: «Передай своему мужу, чтобы прекратил это безобразие, уж больно расшумелись».

учитель труда девушка— С дрелью в руке ей и отвечаю, мол, это я сама затеяла ремонт. Женщина сразу смягчилась и пожелала мне поскорее найти себе супруга, — смеется Маргарита.

Она владеет навыками слесарного и столярного производства, пайкой. Разбирается в электротехнике.

— В мае, например, по программе будем с парнями устранять неполадки в бытовых приборах. Сейчас мастерим скворечники. Главная ценность наших занятий в том, что дети здесь учатся трудиться для себя. Они вырабатывают привычку быть аккуратными, — считает учитель. — С классом интересно работать, когда они объединены какой-то общей идеей.

Например, недавно Маргарита предложила парням поучаствовать в районном конкурсе на лучший скворечник:

— Мы собирались на переменках, обсуждали, каким будет наш идеальный домик для птиц. Просто жили этой идеей. Ученики придумали интересный дизайн — скворечник в виде улья. Сделали за неделю. Правда, на конкурсе наш арт-объект не поняли. Победил классический квадратный домик. Но нам не стыдно было за свою работу: мы гордо несли по улице апартаменты для пернатых.

Справочно

Маргарита Жук преподает уроки технического труда у мальчишек 5–9-х классов. А еще она классный руководитель, ведет по субботам кружки. Успевает учиться на заочном отделении в педагогическом университете. Утверждает: у нее остается много свободного времени.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ