«МАЗ-КУПАВА» заменил продукцию зарубежных компаний на постсоветском пространстве*
Какая продукция сейчас наиболее востребована на внутреннем и внешнем рынке, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал генеральный директор ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-КУПАВА».
Признанный лидер
Общение журналиста с генеральным директором ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-КУПАВА» Виталием Якубовым началось с незапланированной, но очень познавательной экскурсии по производственным площадкам. Виталий Николаевич провел ее для одного из своих потенциальных клиентов. Меня, как и представителя одной из торговых сетей, впечатлила не только широчайшая линейка готовой продукции, но и глубина познания руководителем ее характеристик, а также возможности трансформации по любому запросу заказчика. На все вопросы из уст гендиректора следовали исчерпывающие ответы, причем с более доступными и выгодными предложениями здесь и сейчас.
— «МАЗ-КУПАВА» сегодня лидер в производстве автофургонов, автомобильных и грузовых прицепов, рефрижераторов и торговой специализированной автотехники на постсоветском пространстве, — напоминает Виталий Якубов. — Наши изделия отлично зарекомендовали себя и пользуются повышенным спросом на рынке этих стран. Все они отвечают самым высоким требованиям, техническим и санитарно-гигиеническим стандартам, принятым как в Беларуси, так и в ближнем и дальнем зарубежье. «Купава» предлагает множество моделей техники. Одних только модификаций прицепов выпускается свыше 300. Прицепы и кузова используются в самых разных сферах: их охотно приобретают торговые, туристические, медицинские, коммунальные, энергетические, газовые, нефтяные, специализированные и другие предприятия, организации и службы.
Так, самый востребованный и доходный теперь продукт — изотермический прицеп длиной 13,5 метра и объемом 85 кубических метров для перевозки замороженных продуктов. Львиная доля их поставляется в Россию, откуда ушли европейские производители. Свято место пусто не бывает, и минчане успешно заполнили эту нишу. Высок спрос и на изотермические кузова на шасси автомобиля МАЗ. Они различной длины, кубатуры, оснащены холодильной установкой, которая обеспечивает температуру до –20 градусов.
С приходом пандемии коронавируса увеличился спрос на медицинские авто. Совместно с одной из белорусских компаний изготовили востребованные передвижные рентгенографические и маммографические кабинеты: «МАЗ-КУПАВА» готовила специальный кузов на шасси МАЗа, а партнеры оснащали его. Недавно презентовали станцию переливания крови на колесах в составе автопоезда. В прошлом году «КУПАВА» освоила доработку и дооборудование машин скорой помощи, и тоже на базе шасси МАЗа. Вскоре Минздраву Беларуси будут переданы 22 неотложки, которые распределят по областям. Предприятие уже полностью освоило выпуск класса «А» и «В» этих машин, сейчас занимается реанимобилем класса «С». Ведутся переговоры, чтобы доработка всех машин скорой помощи для нашей страны производилась только на шасси МАЗа.
Здесь возможно все
— На заводской площадке на улице Машиностроителей выпускаем в основном торговые прицепы, а на другом производстве в Колядичах — изотермические кузова, — продолжает Виталий Якубов. — Развиваем по мере необходимости и по возможности дополнительные услуги. В их числе изготовление, а также ремонт алюминиевых бортов и сэндвич-панелей для грузовиков и прицепов МАЗ. Делаем и офисную мебель, причем как серийного плана, так и по индивидуальным заявкам с фирменной атрибутикой заказчика. Изготавливаем боксы для перевозки животных, в том числе крупных. Реализуем небольшие объемы пеллетов из отходов производства. Удовлетворяем и штучные заявки: сауны на колесах, охотничьи домики, а также автодома и прицепы для проживания и путешествий. Для нашего предприятия нет невозможных заказов, поэтому с уверенностью смотрим в будущее.
Здесь созданы и плодотворно работают конструкторский, технологический и сертификационный отделы. Поэтому всю продукцию сертифицируют. Заказчик получает желаемый продукт с полным комплектом документов. Остается только поставить автомобиль или прицеп на учет в ГАИ. Фактически это эффект «одного окна», готового бизнеса.
За время работы предприятие «МАЗ-КУПАВА», созданное в 1990 году на базе одного из цехов автомобильного завода, обрело много партнеров и потребителей своей продукции. В их числе «Белкоопсоюз», которому только в прошлом году отправили 37 автолавок. Среди них также крупнейшие мясо-молочные предприятия и торговые организации из всех регионов и столицы — «Бабушкина крынка», Минский молочный завод № 1, «Савушкин продукт», «Евроопт» и другие.
Директор — депутат
Весьма примечательна и личность руководителя «МАЗ-КУПАВЫ». Во время экскурсии обратил внимание на то, что Виталий Николаевич очень контактен и приветлив с работниками предприятия, в штате которого, к слову, 300 человек. В структуре холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» он с 2004 года, дослужился до должности заместителя генерального директора по капитальному строительству. На «МАЗ-КУПАВЕ» с 2013-го, три года спустя возглавил ее.
Родом из Могилева, окончил местные политехнический техникум и машиностроительный институт. После переезда в столицу дважды учился в Академии управления при Президенте Республики Беларусь по специальностям «Экономика и управление на предприятии промышленности», а затем «Государственное управление и идеология». В 2018 году трудовой коллектив и избиратели Голодедовского округа № 6 доверили ему представлять их интересы в Минском городском Совете депутатов.
— Мне нравится учиться, а также сам производственный процесс на нашем предприятии, поэтому из строительства ушел без особого сожаления, — признается Виталий Николаевич. — На работу прихожу в 7 утра и сразу в цех, на конвейер и склад готовой продукции, где в общении с рабочими и мастерами черпаю для себя немало полезной информации. Мой кабинет всегда открыт для заводчан. Личный прием — по депутатским делам, которые также требуют сил и знаний.
Санкциям вопреки
В середине 2021 года «МАЗ-КУПАВА» попала в санкционный пакет вместе с холдингом, которому принадлежат 92 % ее акций. До этого предприятие импортировало много комплектующих из Европы, теперь же переориентировалось на белорусских и российских производителей. Но импортозамещение по-прежнему стоит во главе угла, остались еще поставки из Турции и Китая. В предыдущие годы «КУПАВА» также реализовывала продукцию на 2,5 миллиона евро в Европу, что составляло почти треть от общего объема экспорта. Сейчас этот рынок закрыт, но затоваренности нет. Несмотря на санкционные издержки, по итогам 2022-го сработали весьма продуктивно. Экспорт составил более 10,4 миллиона долларов, значительная часть его пришлась на Россию, и в большей степени это полуприцепы. Выполнены и перевыполнены почти все доведенные показатели. Рост по экспорту — 120 %, по индексу физического объема продукции — 100 %, средняя зарплата — 116 %. К слову, по итогам года она составила 1 880 рублей.
Коллектив единомышленников
При столь широком диапазоне деятельности и высоком качестве продукции совсем не удивительно, что предприятие заслужило множество наград и премий, в том числе международных. Для Виталия Якубова особенно дороги отечественные — от страны и столицы. В июле 2022-го «МАЗ-КУПАВА» в очередной раз удостоилась Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества за 2021 год. А в сентябре была среди предприятий-победителей в номинации «Продукция производственно-технического назначения в Беларуси». Была «КУПАВА» лауреатом конкурсов и премий «Народная марка», «Лидер года» и других, отмечалась и на Республиканской доске Почета.
Виталий Николаевич считает, что все эти достижения вполне логичны, потому что сформировался коллектив единомышленников с опытным костяком, которому по плечу задачи любой сложности. И прежде всего гендиректор благодарен ветеранам производства, в числе которых немало тех, кто трудится почти с его основания. Среди них слесарь МСР 5-го разряда Николай Шашко, мастер участка мелких серий Василий Бурчук, ведущий экономист Алла Бунина. Ежегодно обновляется именная Доска почета предприятия, на которой отмечают 14 лучших сотрудников. Пополняется новыми именами и фотографиями работников, чей стаж на «МАЗ-КУПАВЕ» достиг 20 лет, и шикарно оформленная «Книга трудовой славы». В 2022 году в нее вошли слесарь МСР Татьяна Суша, водитель автомобиля Олег Полтанов и главный технолог — начальник ПТО Сергей Будай. Кстати, вкупе с солидным соцпакетом предприятия этим труженикам прилагаются и весомые доплаты. При занесении в книгу — 25 базовых величин и ежемесячные доплаты к должностному окладу в размере 15 %. Мотивируют на «КУПАВЕ» и весь коллектив премиальными выплатами к праздничным и профессиональным датам. А недавно все сотрудники получили 13-ю зарплату.
Фото автора и предоставлены ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-КУПАВА»