1200h90 2

МАЗ начал выпускать работающие на газу пассажирские автобусы. На очереди – газовая коммунальная техника

Находка для транспортников: ОАО «Минский автомобильный завод» и ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» реализуют совместный проект по созданию и производству пассажирских автобусов, работающих на газомоторном топливе – метане.

Как сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» на Минском автозаводе, уже готов опытный образец и коммунальной техники с газовым двигателем. Задача МАЗ – создавать автомобили, ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» – строить заправочные станции и тем самым обеспечить удобство эксплуатации газовых МАЗов.

В тренде

Первая заправка и демонстрация нашего автобуса на газу состоялись в сентябре прошлого года на международной выставке «Комтранс-2013» в Москве, – рассказал заместитель начальника отдела реализации ОАО «Минский автомобильный завод» Владимир Дормаш. – За истекший период мы успели сертифицировать эту технику, поставили ее на серийное производство, причем как нельзя вовремя: в России издано постановление правительства о государственном субсидировании закупок газовых автобусов. Речь идет в основном о муниципальных перевозчиках. И теперь наш продукт успешно конкурирует на российском рынке с их машинами. У МАЗа уже есть ряд наработок по экспорту автобусов в Казань, Киров, Тольятти. Ожидается, что крупные поставки начнем в конце текущего года с перспективой основных серийных продаж в 2015-м.

Вполне вероятно, что газовые автобусы со временем будут перевозить и столичных пассажиров. Как рассказал специалист, испытать новинку МАЗа готово и государственное предприятие «Минсктранс». Крупнейший в республике перевозчик сделал предварительный заказ на пробную партию из несколько десятков газовых автобусов. Эксплуатировать их планируется на коротких пригородных маршрутах. Единственное, водителям потребуется пройти обучающие курсы по работе с газобалонным оборудованием.

– Учитывая мировую тенденцию роста стоимости нефтепродуктов, Европа и Россия стали делать больший уклон на газовую технику. Мы как раз оказались в тренде и полностью готовы производить и поставлять серийно свои машины, в том числе транспортным предприятиям Беларуси, – отметил В. Дормаш.

Стоимость пассажирского автобуса в стандартной комплектации – 8–8,2 млн российских рублей на территории РФ. Из них 2,5–3 млн будут субсидироваться государством. Фактически выйдет дешевле, чем дизельный аналог. Для соотечественников цена несколько ниже, но незначительно – чуть более 2,3 млрд белорусских рублей. Ожидается, что в дальнейшем газовая техника автозавода подешевеет – за счет логистики, роста объемов закупок комплектующих и продаж готовой продукции. Это естественный процесс. В ближайших планах МАЗа – поставки газовых машин в страны Таможенного союза.

4

Качественная экономия

Само собой, первое, что интересует потребителя, – качество продукта. Оно у автобусов МАЗ без преувеличения на высоте. Если говорить прямо, техника имеет богатую комплектацию.

– Газовый автобус выпускается в двух вариантах: МАЗ-203.965 для городских пассажирских перевозок и МАЗ-203С65 для пригородных, – рассказал главный конструктор по автобусам Минского автозавода Юрий Сырокваш. – Испытывали машину на территории России: зимой – в Татарстане, летом – в Тольятти. Получили очень хорошие результаты. Так, зимний расход топлива составил максимум 50 л газа на 100 км, летний не превысил 33 л. Если сравнивать с конкурентами, то, например, оборудованные моторами производства КАМАЗа российские автобусы потребляют 80–90 л метана.

При этом МАЗы в одной и той же комплектации, но с разными двигателями, расходуют почти одинаковое количество что дизельного топлива, что газомоторного. Например, 203-й МАЗ зимой при интенсивном движении потребляет 42–45 л солярки, метана – не более 50. А цена второго – втрое ниже.

Таких характеристик минские автозаводцы добились за счет брендовых комплектующих высочайшего качества. Установили на технику оригинальный шестицилиндровый газовый двигатель «Мерседес» объемом 7 л. Заявленный производителем моторесурс, традиционный для немецкого бренда, – 1 млн км пробега при соблюдении правил эксплуатации двигателя. Другие компоненты газового оборудования также выбирали из числа лучших в мире от ведущих производителей. Например, арматура трубопроводов поставляется из США, баллоны – совместного российско-норвежского производства. Их пока устанавливают в стандартном количестве – 6 штук по 218 л. Итого гидравлический объем равен 1.250 л. При давлении 200 атмосфер они вмещают в общей сложности около 250 куб. м газа. То есть зимой без дозаправки можно проехать примерно 500 км, летом – еще больше. И это городская версия комплектации. На пригородной одной заправки хватит на 700–800 км пути.

– Чем больше баллонов и запас газа, тем меньше пассажировместимость автобуса, поскольку его максимальная снаряженная масса строго регламентирована, – пояснил Ю. Сырокваш. – Поэтому на будущее предусматриваем устанавливать столько баллонов в автобус, сколько пожелает заказчик. В стандартном исполнении с 6 баллонами салон автобуса вмещает 90 человек.

А еще специалистов Минского автозавода приятно удивила почти бесшумная работа моторов. Говорят, когда завели первый раз, сразу и не поняли, работает машина или нет.

– Выбирали между двигателями «Камминз», MAN и «Мерседес». Остановились на последнем, – рассказал Ю. Сырокваш. – У первых двух по отзывам на различных интернет-ресурсах и в специализированных СМИ отмечался повышенный расход моторного масла. «Мерседес» же от Австрии до Ижевска не взял его ни капли. А расход топлива вообще поразил. К тому же учли наше доброе партнерство с немецким автопроизводителем и решили не нарушать установившуюся традицию.

Без опасности

– Когда только начинали изучать возможность производства газовой техники, у нас были некоторые опасения по поводу ее безопасности – речь все-таки идет про газ, – отметил Ю. Сырокваш. – И здесь нам очень помогли специалисты ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» – консультировали в выборе комплектующих, в области законодательства и в вопросах эксплуатации машин, работающих на газу. Сотрудничество с ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» значительно ускорило процесс создания новой для нас техники, которую мы укомплектовали самым передовым оборудованием в мире.

Например, баллоны минчане применили углепластиковые 4-го поколения. Срок их службы – 20 лет. Не подвергаются коррозии, имеют троекратный запас прочности: если номинальное давление в заправленном баллоне 200 атмосфер, то они при испытаниях выдерживали 600 – без деформации и разрушений. При этом даже если при каком-то феноменальном стечении обстоятельств давление поднимется выше и произойдет разрушение баллона, он не взорвется и не разлетится на осколки, как стальной его собрат, а просто раскроется, как цветок после дождя. На машинах установлено много разных предохранительных клапанов на превышение давления, обрыв топливной магистрали, есть специальные термоклапаны на превышение температуры.

Топливопровод в газовых МАЗах – это также высокопрочная калиброванная трубка из нержавеющей стали. На всякий случай, хотя это не входит в перечень обязательных требований к газовой технике, все газовые машины Минского автозавода оборудуются системой контроля утечек газа с 5 датчиками в местах возможной утечки с выводом информации на пульт водителя.

Вокруг заправки

– Возник еще у нас вопрос, какие заправочные вентили устанавливать, – говорит Ю. Сырокваш. – Они есть трех типов – два европейских и один российский. В результате оборудовали технику обоими европейскими и добавили переходник на российский. В результате можно без проблем заправиться в любой стране.

О заправках. Автобус работает только на газу, что в какой-то мере усложняет его эксплуатацию из-за редко встречающихся заправочных станций. В Минске, например, купить метан можно пока только в 4 местах. Конечно, на фоне других регионов республики это не так и мало, но и не много. Что касается крупных автомагистралей, то, например, от Минска до Омска можно смело отправляться на автомобиле, работающем на газу, – заправки есть на протяжении всего маршрута, говорят специалисты МАЗа.

Коммунальная техника

1

– Автомобиль создавался в соответствии с государственными программами по расширению применения газомоторного топлива в коммунальной сфере, агропромышленном комплексе, которые реализуются и в Беларуси, и в России, – сообщил заместитель главного конструктора ОАО «Минский автомобильный завод» Николай Лакотко. – Изначально делали унифицированное шасси для установки различного оборудования – мусоровозного, самосвального и прочего. Поэтому спектр применения такой техники очень широк. Будут и самосвалы, и бортовые автомобили. В первую очередь выбирали двигатель и остановились на опытном образце китайского производителя «Вичай Пауэр». Не рассматривали «Мерседес», поскольку коммунальная техника должна быть дешевой. Но надежной. В Китае широкий опыт эксплуатации газовых машин. Поэтому и выбрали продукт одного из крупнейших в мире производителей двигателей для грузовой техники. Он дешевле немецкого, но так же надежен. Хотя в будущем предоставим клиенту выбор: если заказчик пожелает, установим и «Мерседес».

Китайский мотор работает на сжатом природном газе, но свободно принимает и сжиженный: все зависит от того, какое газобалонное оборудование установят на автомобиль. Кстати, если на моторах конструкторы решили сэкономить, то баллоны применили те же, что и на автобусах: три по 214 л и один на 486 л. Общий объем составил 1.120 л. Этого достаточно на 550–600 км пробега. Расход – 40–45 л на сотню – выше, чем у двигателя «Мерседес», но только потому, что, в отличие от немецкой четверки, китайский силовой агрегат 3-го поколения. Тем не менее двигатель надежный, заявленный моторесурс – около 600 тыс. км. Что не 1 млн, неудивительно и вовсе не значит, что двигатель хуже. Грузовая техника работает в специфической среде, где часто присутствуют пыль, мусор, песок, грязь. Естественно, узлы и агрегаты изнашиваются быстрее.

– Как известно, установка газобалонного оборудования резко снижает грузоподъемность машин, поскольку есть такое понятие, как допустимая снаряженная масса, – пояснил Н. Лакотко. – Но мы сохранили грузовместимость, что имеет первостепенное значение для коммунальной техники, которая перевозит легковесные грузы, например, твердые бытовые отходы. В результате потребитель не теряет, а только находит: расходы на топливо в разы ниже, грузовместимость та же.

Опытный образец газового грузовика МАЗ уже собран и проходит испытания. Скоро машины отправятся в Казань и Саратов. Собрали технику в августе текущего года, аккурат к 70-летию Минского автозавода.

Как отмечают специалисты предприятия, поскольку город задыхается от выхлопных газов коммунальной техники, которая маневрирует в том числе по дворам в жилых зонах, главная цель производителей новых машин – снизить негативное влияние на состояние окружающей среды. Поэтому выпускать будут в первую очередь мусоровозы и развозные грузовики. Стоимость их будет зависеть от объемов производства.

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Инвесторы приобрели четыре земельных участка в Минске за I квартал 2025 г. Сколько еще предлагается

Для изучения спроса инвесторов и проведения аукционов в Минске предлагается 139 земельных участков. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич.

minsk vesna 1 kopiya 900x600 1

Она уточнила, что инвестиционные предложения размещены на постоянно актуализируемом информационном ресурсе «Бизнес портал Минска».

— В случае заинтересованности инвестору необходимо обратиться в Мингорисполком либо администрации района столицы по территориальной принадлежности земельного участка с предложением по его освоению, — отметила Н. Лазаревич. — Телефоны: 218-00-65, 218-02-97, 218-03-33.

Приоритетным способом реализации прав на земельные участки определены аукционные торги. За I квартал 2025 г. инвесторы приобрели четыре земельных участка.

В апреле запланировано провести два аукциона — реализуется земля для размещения физкультурно-оздоровительных комплексов в Ленинском и Фрунзенском районах.

По словам Н. Лазаревич, информация о месте и времени приема заявлений, условиях аукционов и порядке оформления участия в них размещена на сайте Минского городского центра недвижимости.

«Минск» продолжает победное шествие в чемпионате страны по футболу

В матче пятого тура чемпионата станы по футболу в Высшей лиге «Минск» в родных стенах победил «Гомель» — 1:0, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

minsk gomel 2

Неделей ранее минчане после победы над «Молодечно-20218» неожиданно ворвались в топ-3 таблицы. Такой прытью на старте турнира не может похвастаться ни одна из команд, которые по итогам минувшего сезона вошли в тройку сильнейших (минское «Динамо», «Нёман», «Торпедо-БелАЗ»). Лучше результаты только у «Славии» и «МЛ Витебск». В нынешнем туре в гости к столичному клубу пожаловал серьезный соперник — «Гомель», который недавно оставил не у дел «Нёман» (1:0).

Встреча началась со встречных атак. Чуть более острее получалось у хозяев, у которых на левом фланге нападения активничал Гулжигит Борубаев. Он сам имел момент, однако пробил не точно. И однажды перспективно навесил мяч на Александра Макася, но у того удар не получился. Третья попытка была удачной — Борубаев выкатил пас на Андрея Денисюка, который неотразимо пробил из-за пределов штрафной (1:0). Отметим явную ошибку защитников «Гомеля», позволивших расстреливать ворота своего голкипера Станислава Клещука. Гости активнее пошли вперед, но их попытки сравнять счет выглядели неубедительно. Тренерский штаб даже решился на замены на 30-й минуте. Усиление линии нападения ощутимых дивидендов не принесло. Ошибки не позволяли добраться до ворот Александра Гутора, который, кстати, в этот день отмечал свое 36-летие. Контратаки «Минска» несли более серьезную угрозу.

gulzhigit borubaev

Второй тайм получился скучноватым — за 45 минут команды создали минимум моментов. Однако имениннику все же пришлось дважды продемонстрировать свое мастерство. Сначала Гутор нейтрализовал выход один на один от Андрея Шемрука, а затем парировал штрафной в исполнении Евгения Барсукова. Больше минская оборона не дала шансов оппонентам. У столичных футболистов было пару возможностей, чтобы увеличить перевес. Однако Денисюку и Владиславу Вараксе не хватило расторопности в чужой штрафной, дабы моменты трансформировать в голы. Такой ход встречи устраивал «Минск», который победил с минимальным перевесом и остался в топ-3.

aleksandr makas

Еще в одном матче «Славия» сломила сопротивление «Слуцка-2024» (2:1). Расписание других матчей 5-го тура:

19 апреля

14:00. «Молодечно-2018» — «Витебск»;

15:45. «Арсенал» (Дзержинск) — «Нёман» (Гродно);

17:45. «Ислочь» (Минский р-н) — «Нафтан» (Новополоцк);

19:30. «Динамо» (Минск) — БАТЭ (Борисов).

21 апреля

17:45. «МЛ Витебск» — «Сморгонь»;

20:00. «Динамо» (Брест) — «Торпедо-БелАЗ» (Жодино).

minsk gomel

Фото fcminsk.by/