Медицинский туризм в Беларуси: снижение цен, комфорт и сервис

В 2015 году в организациях здравоохранения нашей страны оказана медицинская помощь почти 170 тыс. иностранных пациентов.

Об этом сообщил на открытии Белорусского медицинского форума министр здравоохранения Республики Беларусь Василий Жарко. В то же время глава ведомства заметил, что «если раньше основной поток зарубежных пациентов был из России, то в 2015-м он уменьшился до 46 %».

— В таком случае как не потерять клиентов и на какие страны делать ставку? — задались вопросом корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Точки над «i» расставила руководитель координационного центра медицинского туризма «Клиники Беларуси» Ольга Светлицкая.

1O9A5594 copy

На снимке: Руководитель координационного центра медицинского туризма «Клиники Беларуси» Ольга Светлицкая.

 СПРАВОЧНО

Уникальность проекта — государственного оператора медицинского туризма «Клиники Беларуси», созданного специалистами Белорусской академии последипломного образования (БелМАПО), — состоит в том, что на 3/4 в нем задействованы люди с высшим медицинским образованием и дополнительными знаниями в области экономики, IT-технологий либо маркетинга. Это позволяет им мыслить иначе, чем обычным врачам.

Координаторы центра помогают в оформлении виз, осуществляют трансфер, бронируют билеты, ведут онлайн-переписку с потенциальными клиентами, затем полученную информацию передают врачам-специалистам по профилю.

— Почему кампанию по продвижению отечественного здравоохранения на новые зарубежные рынки мы решили начать с создания и развития единого портала? Сейчас объясню, — прокомментировала О. Светлицкая. — По статистике, в 50 % случаев человек, который хочет получить медицинскую услугу, выходит в Интернет. Набирает в поисковике свое заболевание и ищет, где лучше лечат. Сравнивает цены и отзывы.

Классический вариант — достойное качество по доступной цене. По международной статистике, сарафанное радио (его еще нужно заслужить) срабатывает только в 17 % случаях. Как ни странно, но по рекомендации лечащего доктора выезжают на лечение за рубеж только около 2 % граждан.

Поэтому для выхода на зарубежный рынок мы выбрали три варианта:

— создание поискового ядра в Интернете в виде сети специализированных порталов;

— поиск потенциальных партнеров за границей;

— представление единого государственного бренда «Клиники Беларуси» на международных и национальных выставках.

— Итак, создана сеть порталов…

Основной www.сlinicsbel.by, его англоязычная версия www.сlinicsbel.соm. И специально для жителей Российской Федерации — www.clinicsbel.ru. На порталах размещена информация о крупных многопрофильных столичных больницах и республиканских научно-практических центрах, лучших специалистах этих медучреждений. Есть возможность записаться к ним на индивидуальный прием. Информация о заболеваниях и методах диагностики, лечения и реабилитации уникальна, достоверна и современна. Ведь наполнение сайтов полностью осуществляют профессорско-преподавательский состав БелМАПО и ведущие врачи клиник.

— Раньше в белорусских клиниках лечилось много россиян. А сейчас?

— Они и сегодня лечатся у нас, но чтобы их приезжало еще больше, нам необходимо изменить стратегию продвижения медуслуг на российский рынок. В этой стране для привлечения клиентов существенно снизили цены на услуги в сфере здравоохранения. Теперь конкурировать с ними сложнее. Это закон рынка.

Кроме того, на количество потенциальных клиентов из России повлияло введение системы квот на высокотехнологичные операции, ради которых они раньше приезжали в Беларусь.

 СПРАВОЧНО

Квота на лечение — это денежные средства, выделенные из государственного бюджета страны на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам.

Еще 5–7 лет назад у нас довольно часто выполняли россиянам реконструктивные операции на позвоночнике, а сейчас эти операции подпали под квоту. Соответственно, нашим клиникам можно рассчитывать только на довольно состоятельных клиентов, которых не устраивают сроки ожидания оперативного вмешательства в своей стране.

— В таком случае какие операции в области ортопедии, проводимые в Беларуси, востребованы у российских пациентов?

— Их продолжает интересовать эндопротезирование (замена) суставов.

— Словом, пришло время осваивать новые рынки…

— И, соответственно, развивать систему сервиса в здравоохранении. Клиники, которые выбирают слоган «Нужды пациента превыше всего», выигрывают во всем — одновременно с ростом качества услуг и уровнем сервиса увеличиваются число клиентов и благосостояние медучреждения и его сотрудников.

Медуслуга отличается от других видов услуг. Здравоохранение — сервис скорее нужды, чем желания. Люди боятся болезней. Независимо от того, что послужило поводом для обращения в клинику, они напуганы и испытывают сильный стресс. Поэтому врач должен быть, с одной стороны, инженером, который исправляет поломку в организме, с другой — тонким психологом и просто доброжелательным человеком.

 Человек, приезжающий за медицинской помощью в другую страну, должен быть уверен в том, что его сопроводят на всех этапах лечения — условно говоря, от прибытия в аэропорт до больничных стен. Медперсонал будет заботливым и улыбчивым, палата — комфортной.

Пока мы ориентируемся на постсоветское пространство, где говорят на русском. Целевые страны — Россия, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Литва.

Оказание медицинской помощи иностранцам — это приток валюты, но что это даст нашим пациентам? Не пострадают ли они с возможным ростом экспорта медуслуг?

Лечение иностранных пациентов позитивно сказывается не только на притоке валютных средств. Если клиника ориентируется на высокие стандарты сервиса, то этим же сервисом пользуются и наши граждане. К тому же растет внебюджетный доход, который руководство клиники активно использует на развитие медучреждения — закупку оборудования, текущий ремонт.

Фото Сергея Шелега

 

Самое читаемое