Как я на собственном опыте убедилась, что шенгенскую визу лучше открывать без посредников.
Мнение о том, что турфирмы изживают себя, бытует не первый год. С развитием Интернета и основательным поселением на его просторах всевозможных порталов, где можно найти жилье на любой вкус и срок в любом уголке планеты, а также сайтов, предлагающих бюджетные билеты на авиаперелеты, необходимость в посредниках между утомленным гражданином и заветным отпуском в различных странах начинает отпадать. И в этом что-то есть: зачем платить турфирме, если можно в несколько кликов сконструировать себе тур, который тебе подходит, и отдохнуть дешевле?
Но все-таки еще не все настолько сроднились с интернет-пространством, а кто-то просто не готов утруждать себя поиском или обременять полной ответственностью за собственный отпуск, и у туристических компаний пока есть клиенты. К тому же продажа путевок на море или в тур по Европе – не единственная услуга многочисленных фирм. Они, например, также зачастую оказывают содействие в открытии виз. Разумеется, не бесплатно.
Вот этой услугой и решила воспользоваться. Замечу, дорога в посольство страны, разрешение на посещение которой я попыталась снискать, давно проторена. Виза, о которой идет речь, должна была стать третьей за последний год. И, в принципе, как и в предыдущие два раза, я могла бы заняться ее получением самостоятельно. Но решила, что с посредниками будет быстрее и проще: лето все-таки, много туристов, желающих того же, чего и я, отсутствие талонов на подачу документов на сайте посольства… В общем, накопилось немало аргументов.
И тут начался поиск турфирмы. Обратилась в ту, что предлагала хорошую скидку: всего 300 тысяч рублей за годовой мультишенген в Литву только сейчас (обычно это компания просит за свое посредничество в три раза больше).
В чем заключалась помощь турфирмы, я так особо и не поняла. Точнее, поначалу все было понятно. Менеджер заполнила за меня анкету для посольства (все необходимые для этого данные я вносила сама в урезанную версию этой анкеты, которую сотрудница турфирмы предложила заполнить), регистрацию в визовый центр на конкретный день и за дополнительную плату оформила медицинскую страховку, о которой речь впереди. Затем я самостоятельно собрала все необходимые для подачи в посольство документы и должна была отправиться с ними в визовый центр, который также берет определенную сумму за свои услуги и консульский сбор для посольства.
Но обстоятельства сложились так, что у меня никак не получалось подать документы в день, на который меня зарегистрировали в визовый центр работники турфирмы. Об этом я заранее предупредила менеджера по телефону. В ответ услышала примерно следующее:
– Ну попробуйте записаться на другой, поищите в Интернете, как связаться с визовым центром. Если не удастся, звоните, зарегистрируем мы, но стоить это будет еще 150 тысяч рублей.
Вот так вот, регистрируйтесь сами… А я-то, наивная, думала, что я клиент и задача турфирмы вести меня от первого визита к ним и до самой входной двери визового центра. А оказывается, это дополнительная платная услуга.
В общем, потратив от силы минут 10, я, человек, обратившийся в визовый центр впервые, записалась на подачу документов сама. Совершенно бесплатно. Тогда-то окончательно убедилась, что к посредникам обратилась напрасно: анкета, которую они помогли мне заполнить, – дело для меня не новое, до сих пор в одной из папок на компьютере лежат две предыдущие в то же посольство; запись в визовый центр тоже по итогу пришлось делать самостоятельно, и удалось это без особых усилий. За что платила?
Ну да ладно, главное – заветная дата назначена, документы собраны, осталось всего-то съездить и подать. Но на деле все вышло не так гладко. Уже в визовом центре во время приема документов выяснилось, что страховка, оформленная в турфирме, содержит ошибку. Там неправильно указан номер паспорта. А это вполне могло стать причиной отказа в выдаче визы, или, если предположить, что в посольстве каким-то образом пропустили бы эту ошибку, досадная опечатка могла бы испортить весь отдых…
Пришлось оформлять еще одну страховку. На месте. За ту же сумму, что и предыдущую. Сейчас та, что из турфирмы, лежит у меня в папке с другими документами. В визовом центре с уверенностью сказали, что организация, оформлявшая неправильную страховку, деньги за нее должна вернуть. Что ж, посмотрим. Обязательно обращусь в турфирму с таким предложением, как только получу обратно документы из посольства.
Напоследок отмечу, своей вины я тоже не отрицаю: все-таки могла бы и проверить документы, подготовленные турфирмой. Но с другой стороны, я привыкла доверять профессионалам. В любом случае, из этой ситуации сделала выводы. Во-первых, доверяй, но проверяй. Это в целом по жизни. А во-вторых, все свои визовые задачи буду впредь решать самостоятельно, без посредников. В конце концов, по факту все равно все пришлось делать самой. Ну, за исключением анкеты, к ней вопросов нет. Хотя заполняется она минут за 15 в любое удобное время в режиме онлайн.