Мелочи, а неприятно

Наталья Еремич
Автор материала:
Наталья
Еремич

Говорят, ничто так не сближает людей, как общественный транспорт. А вот нет – не сближает

Каждый день колесят по улицам троллейбусы, автобусы, битком набитые сердитыми пассажирами. Особенно в часы пик, когда горожане устремляются из дома на работу, а потом обратно. То, что битком, в общем-то кажется привычным и естественным: Минск большой, народу много. А вот агрессию чем объяснить? Возможно, тем, что все-таки не бытие определяет сознание, как утверждал Карл Маркс, а наоборот. Ежедневно убеждаюсь в этом, оказываясь на улице или в транспорте среди незнакомых людей. Попросту — в толпе, где каждый «на своей волне», при этом раздражен, молчалив и сосредоточен на маршруте. А еще слеп и глух.

Ранним утром на остановке каждый второй или третий троллейбус неизменно подвергается штурму, как будто он последний, и если в него не втиснуться, придется идти пешком. То же самое, кстати, происходит и в метро, где поезда ходят в несколько раз чаще. Толстопузые дядьки с разбегу врезаются в гущу пассажиров, торчащих в дверном проеме, и, живота не жалея, выдавливают себе место в вагоне. Поэтому всегда выхожу из дома заранее, чтобы не участвовать в «захвате» и спокойно дождаться более или менее свободного транспорта. И в метро пропускаю переполненные поезда. Благо, водители стараются попадать в расписание, а машинистам подземки и вовсе другого не дано, поэтому ждать «следующего посвободнее» приходится недолго. Но на этом прекрасное заканчивается: как правило, в салоне присутствуют несколько «джентльменов», благоухающих стойким винно-чесночным перегаром. И всегда есть дамы — каждая со своим шлейфом какой-нибудь «Красной Москвы». Аж глаза ест и подмывает спросить: «Ваши духи для газовой атаки или для самозащиты?» Сочетание этих ароматов поистине способно убить. А ведь это чьи-то коллеги… Хочется выразить соболезнования их «сокабинетникам».

Сочувствием всякий раз проникаюсь и к «соквартирникам» жаждущих скандала горожан и особенно горожанок. Если в обществе ведут себя совершенно по-хамски, какие они дома? Вероятно, еще злее, агрессивнее, потому что в пределах квартиры нет психологических барьеров — все свои. Не зря в сердцах наш человек может кинуть другому в лицо: «С женой дома будешь так разговаривать!» То есть безбожно хамить. Слышать подобные «выстрелы в воздух» приходилось не раз — в транспорте, на улице, в очередях. Люди порой готовы друг друга уничтожить, только повод дай. Причем будет совершенно невдомек, что это и правда повод. Например, едва ли не каждый день в транспорте у меня за спиной оказывается кто-то, жаждущий через мою голову пробраться к выходу. Как мы разминемся в толпе пассажиров, — только моя проблема. Хоть растворись в атмосфере на 2 минуты, но не мешай тетеньке пробираться к двери! И ей даже в голову не приходит спросить, может, и я выхожу на ближайшей остановке? Зачем расталкивать людей? Чтобы все-таки не растворяться, говорю об этом, заведомо ожидая в свой адрес потока хамства, который на меня тут же и выливается.

Кроме этих примеров, мне не понятно и многое другое.

Почему, находясь в том же транспорте, нельзя убрать под верхнюю одежду или заколоть заколкой распущенные волосы длиной до пояса? Девушки-красавицы, при вынужденном максимальном «сближении» с вами ваши «русы косы» оказываются едва ли не во рту у стоящего сзади пассажира. Или всегда есть риск сделать вам больно, задев ненароком спинку сиденья, на котором они мило рассыпаны.

Зачем в той же очереди буквально взбираться на плечи впереди стоящему человеку? Почему нельзя располагаться на комфортном для всех расстоянии друг от друга? Хотя… может, кто и намеренно идет на сближение — ему комфортно именно так. Теплее, что ли. Но мне, например, нет. Ведь быстрее не будет, если уменьшится не количество человек в очереди, а свободное пространство между ними.

Задумывались ли когда-нибудь бегущие по эскалатору в метро, сколько секунд они экономят? Вверх или вниз — неважно. Максимум 30 — столько времени нужно на спуск или подъем без беготни. А если очень опаздывает человек, и счет действительно идет на секунды? Тогда… надо дать ему дорогу, соблюдая негласное правило пользования любым эскалатором в Минске: «стой справа, проходи слева».

Точно так же не стоит идти навстречу потоку людей по подземному пешеходному переходу. Это неудобно и травмоопасно, как и стоять на эскалаторе слева или бежать по нему.

О других «мелочах» и говорить не приходится. Например, о том, что в троллейбусах и автобусах кроме передней двери есть еще как минимум две. А в дверном проеме преимущество имеет женщина перед мужчиной. Но даме поблагодарить за вежливость джентльмена все же стоит — из той же вежливости. Мы и так нередко ставим мужчин в неловкое положение. Никогда не задумывались, уважаемые дамы, почему в общественном транспорте настоящие мужчины всегда… сидят с закрытыми глазами? Потому что им невыносимо больно видеть, как мы едем стоя.

Так на каком основании мы хотим жить «по-другому» — лучше, чем живем сейчас? Какое бытие может быть с таким-то сознанием? И это только наше поведение в обществе, основанное на стадных инстинктах самосохранения. А при этом же каждый считает, что ему все вокруг должны, в том числе государство, работодатель, сосед по площадке, незнакомый человек в общественном транспорте. Это тоже часть нашего сознания, которое определяет бытие: руки сложили и сидим ждем, когда же нам преподнесут всякие блага.

Наверное, что-то нужно менять. И начинать с себя — каждому из нас.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое