Михаил Мирончик: «Профильное обучение — хорошая альтернатива репетиторству»

Какую альтернативу предлагает столичное образование дорогостоящему репетиторству? Об этом беседуем с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

— Сегодня можно констатировать, что учебный год завершен. Состоялись экзамены за курс базовой и средней школы. С золотой медалью ее окончил 351 столичный выпускник. По сравнению с 2015-м их количество увеличилось на 63. Девятиклассники тоже показали неплохие результаты. Свидетельство с отличием вручено 704 ребятам. А это почти 5 % от общего количества выпускников базовой школы. Такие талантливые ребята уже конкурентоспособны, ведь у них балл аттестата выше, чем у сверстников. Хороший конкурс — 1,4 человека на место — сложился и в результате вступительной кампании в пятые классы гимназий. Максимально возможное количество баллов — 60 — в нынешнем году набрали 440 учащихся начальной школы, что на 145 человек больше прошлогоднего результата. И это говорит о том, что качество образования в начальной школе тоже растет, появляется больше мотивированных детей.

— Не всегда отличники в учебе достигают успехов во взрослой жизни… Что важнее десятки в дневнике?

— Абсолютно верно, нельзя утверждать, что если ребенок получил золотую медаль или у него высокий средний балл аттестата, то он будет успешным. Зачастую середнячки в школе большего добиваются во взрослой жизни. Мы прослеживаем судьбу детей — победителей заключительных этапов республиканской предметной олимпиады, лауреатов спецфонда Президента. Да, в области одного предмета они великие знатоки. Но нужно думать о том, чтобы ребенок был приспособлен к социуму. Всегда говорим: педагог должен заметить в ребенке способности, которых нет у других, и в этом направлении работать с самородком. Но развивать не однобоко! С самого раннего возраста необходимо тренировать мышление, логику. Когда ребенок приходит из начальной школы в среднюю, самое главное, что он должен уметь, — учиться.

— Но родители не перестают сетовать на перегруженное школьное расписание…

— …и большое количество домашних заданий! А между тем ребенок может с ним справиться быстрее, чем все члены семьи, вместе просидевшие над задачкой до глубокой ночи. Ведь любому заданию предшествует пройденная в классе тема и ученик понимает, о чем оно, лучше мамы-папы, которые давно окончили школу. Ведь за это время очень многое изменилось в учебной программе, в требованиях к оформлению решений задач и т.д. Родители должны интересоваться успехами, контролировать режим дня. Да, школьная программа достаточно насыщенна. Но отменим мы домашние задания — к чему это приведет? Сразу в школьном возрасте детей отучим от трудолюбия и усердия. Они будут не приучены выполнять определенный круг обязанностей, нести за что-то ответственность. Мы сейчас изучаем систему образования Китая. Дети там работают как муравьи, у них весь день с утра до вечера расписан по пунктам. Но, конечно, ко всем этим моментам нужно подходить очень осторожно. Родители жалуются, что дети с самого раннего возраста получают сильный стресс. Старайтесь, чтобы чадо меньше сидело за компьютером: Интернет оказывает сильное влияние на формирование психики ребенка. Максимально занимайте сына или дочь, ведь лидерские качества у ребенка формирует, по сути, не школа, а система дополнительного образования — кружковая работа.

— Мамы-папы с начальной школы ориентируют ребенка на поступление в вуз, пытаются устроить в гимназию, нанимают репетиторов. Есть ли альтернатива для получения глубоких знаний?

— Сегодня любая школа имеет возможность конкурировать с гимназией. Кроме того, ребенок, который окончил четыре класса, еще не может быть самомотивирован на учебу только в гимназии. Как правило, это родительское требование. Но практика показывает: треть детей, которые сдали вступительные гимназические испытания на 10 баллов, после 6–7-го класса уже этого уровня не показывают. Пусть ребенок будет конкурентоспособным среди сверстников в обычном классе. Но у родителей на этот счет другое мнение: пусть чадо будет слабым, но среди гимназистов. Слабый среди сильных — это масса комплексов, и, выйдя в самостоятельную жизнь, выпускник не будет в себе уверен. К слову, профильное обучение, которое есть практически в каждой школе на третьей ступени обучения, может утолить жажду повышенных знаний и помочь будущему выпускнику поступить в вуз. Это хорошая альтернатива и репетиторству.

Справочно

Учреждения образования имеют право заниматься внебюджетной деятельностью — оказывать платные образовательные услуги. И их перечень расширяется. Если родители видят, что ребенку для успешного усвоения предмета не хватает отведенных уроков, можно заниматься дополнительно хоть с начальной школы. Для этого необходимо заключить договор с учреждением образования на индивидуальные или групповые занятия. Цена таких услуг будет в разы дешевле, чем у частных наставников.

Самое читаемое