Минчане предлагают усовершенствовать указатели в подземных переходах
Как не заблудиться в подземных переходах, следуя указателям или пытаясь их найти? Корреспондент агентства «Минск-Новости» попыталась разобраться.
Найти выход
Сразу поясним: речь не о простых конструкциях, соединяющих две стороны улицы, а о сложных разветвленных переходах со множеством входов и выходов.
Для некоторых горожан они превращаются в настоящие лабиринты. Об этой проблеме мы писали не раз, а недавно о том, как плутала в подземном пространстве под площадью Франтишка Богушевича, прилегающем к одноименной станции метро, в редакцию сообщила минчанка Тамара Даниловна.
— Подземный переход большой и красивый. Но как из него выйти, не запутавшись, если многие указатели имеют одни и те же названия улиц? А вот номера маршрутов автобусов и троллейбусов не прописаны. Почему нельзя хотя бы отметить направление движения транспорта, например, вдоль проспекта Дзержинского — в сторону Малиновки или Городского Вала? Почему у выходов на поверхность не указать, к каким важным объектам можно попасть, например, к железнодорожному вокзалу, администрации Московского района и так далее?
Минчанка рассказала, что трижды была в Музыкальном театре и каждый раз долго не могла сориентироваться в подземном переходе возле него. Признаться, когда я сама решила протестировать этот подземный лабиринт, мне тоже повезло не сразу. Выйдя из метро, сделала круг и, руководствуясь указателями, попыталась найти необходимую лестницу наверх. Получилось не с первой попытки. Но в итоге поняла: если постоять под указателями, проанализировав надписи и пиктограммы, все же с большой долей вероятности можно определить нужное направление, хотя некоторые «подсказки» и вводят в заблуждение. Например, на одной вывеске название Академического музыкального театра и соответствующая пиктограмма расположены в верхней строке, на другой — в нижней. Зависит ли от этого решение, куда выходить? Да и должны ли пешеходы подолгу задерживаться у таких ориентиров, размышляя над их содержанием? Вряд ли: указатели для того и придуманы, чтобы облегчить навигацию по городу.
Вполне логично предложение Тамары Даниловны о снабжении указателей дополнительной информацией. К примеру, дописали бы, пусть и более мелким шрифтом: «К вокзалу», «К улице Кальварийской», «К Малиновке», «К Городскому Валу», и пешеходам стало бы проще ориентироваться.
У семи нянек?
Важное дополнение: часть подземных переходов или их участков, прилегающих к станциям метро «Институт культуры», «Площадь Ленина», «Площадь Победы», «Площадь Якуба Коласа», «Партизанская», «Тракторный завод», «Пролетарская», «Молодежная», находится в хозяйственном ведении других организаций. И в этом кроется еще одна серьезная навигационная проблема для пешеходов: некоторые направления вообще никак не обозначены.
Наглядный пример привела моя подруга, несколько лет назад переехавшая с семьей в дом неподалеку от станции метро «Партизанская». Пожилая мама приятельницы до сих пор путается в лестницах длинного подземного перехода, ведущего от станции метро к улице Жилуновича и Партизанскому проспекту. Как раз это подземное пространство находится в хозяйственном ведении двух организаций. В части перехода, расположенной ближе к вестибюлю метро, относительно легко найти нужный выход на поверхность, а вот во второй сделать это затруднительно: ни одна из пяти лестниц не имеет ориентиров. Определить их направление, а также узнать расположение ближайших остановок транспорта можно лишь наугад. В диспетчерской предприятия «Горавтомост» объяснили, что размещение указателей и вывесок не входит в компетенцию организации. Ее задачи — ремонт и содержание подземных пешеходных переходов, мостов и путепроводов.
Если вдуматься, то и основные задачи Минского метрополитена несколько иные: перевозка пассажиров и связанные с этим функции. А наполнением и оформлением элементов ориентирования пассажиров и пешеходов должны заниматься архитекторы, проектировщики, дизайнеры. В большинстве случаев предприятие за собственные средства привлекает их к сотрудничеству, поэтому указатели на станциях и в прилегающих к подземке переходах имеются. Другое дело, что не всех они устраивают. Но ведь и единых требований к оформлению элементов такой навигации нет.
Возможно, поэтому они весьма различаются между собой, что иногда сбивает с толку даже некоторых минчан, живущих в городе долгие годы. В сложном переходе на станции «Пушкинская», несмотря на обилие указателей, люди часто спрашивают у прохожих, в какой стороне те или иные объекты общепита, магазины, куда выйти, чтобы доехать в такой-то микрорайон. Не всякий сразу сообразит, почему стрелка на указателе направляет пешехода сразу к четырем разным улицам. На самом деле здесь прописаны не только улицы с номерами домов, к которым ведут лестницы, но и расположенные поодаль. Но знают об этом не все. Дополнительные подсказки не помешали бы. В мудреном подземном пространстве, прилегающем к станции «Каменная Горка», некоторые элементы ориентирования продуманы более детально: где-то линиями отделили ближние и отдаленные улицы, а на многих указателях рядом с названиями улиц есть информация о номерах домов и маршрутов транспорта.
Это лишь несколько примеров: сфера «подземного ориентирования» все еще остается полем непаханым.
Технологии в помощь
У сведущих в современных технологиях горожан и приезжих, оказавшихся на 3-й линии метро, есть небольшое преимущество перед пассажирами двух других веток подземки: они могут воспользоваться устройствами с сенсорными экранами. Только в подземном пространстве у той же станции «Площадь Франтишка Богушевича» я насчитала четыре цифровых помощника, позволяющих познакомиться с картой столицы, маршрутной сетью наземного транспорта, расписанием его движения и другой информацией. В службе движения Минского метрополитена рассказали, что всего в подземных переходах и вестибюлях станций Зеленолужской линии размещено 16 таких информационных табло. С их помощью, подчеркивают специалисты, можно найти в том числе и нужные выходы на поверхность. На экране монитора действительно отображается план подземного пространства, но ускорит ли он поиск людям в возрасте, не приученным к гаджетам, вопрос.
В Минском метрополитене раскрыли и некоторые другие подробности создания системы визуального ориентирования на станциях, в вестибюлях подземки и прилегающих к ней переходах:
— Разработка систем навигации станций 3-й линии метрополитена осуществлялась подрядчиком этого раздела проекта «Минскметропроектом», субподрядчиком выступила Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. За полтора года эксплуатации нового участка метрополитен внес в систему навигации ряд изменений и дополнений, улучшающих возможность ориентирования на станциях 3-й линии. Кроме того, за счет собственных средств предприятие участвовало в разработке систем ориентирования при подготовке к проведению чемпионата мира по хоккею — 2014 и Европейских игр — 2019.
Фото автора