Минчанин 45 лет работает только в ночную смену. Выяснили у него, каково это

Вся трудовая деятельность 65-летнего Николая Конященкова пришлась на одно предприятие и только на темное время суток. Подробности выяснил корреспондент газеты «Вечерний Минск».

Крутиться волчком

На днях Автобусный парк № 7 ГП «Минсктранс» отметил полувековой юбилей. В числе награжденных был и начальник смены Николай Конященков. Легенда и живая летопись филиала, которому посвятил без малого 45 лет своей жизни, причем вся она прошла только во вторую половину суток. Неудивительно, что его давно уже называют ночным директором.

— В это подразделение «Минскпассажиравтотранса», как оно тогда именовалось, устроился 20 января 1977 года, в день своего рождения, — вспоминает Николай Михайлович. До этого отслужил в Туркестанском военном округе, в дивизии, базировавшейся в Алма-Ате, командиром отделения силовых установок на узле связи. До армии получил водительские права в автомотоклубе ДОСААФ Слуцкого (ранее Любанского) района, откуда родом. Были предложения остаться в столице Казахстана, и даже в Москве, но меня всегда тянуло на родину, к близким и друзьям. Манила и техника, поэтому сомнений в выборе места трудоустройства не было. Первые шесть лет работал по ночам шофером дежурного «ЛАЗа», а затем «Икаруса», и только по четыре часа, на что не соглашались коллеги по ремеслу. Развозил их после смены по домам, а под утро собирал, выполнял и аналогичные заказы предприятий Минска с ночным режимом деятельности.

Потом 18 лет бригадирствовал, организовывал и обеспечивал с 8 вечера до 8 утра работу всего парка: мойку и уборку, охрану и ремзону, заправку и техконтроль, а также других служб. Последние 20 лет выполняю те же обязанности, но должность уже переименовали. Теперь я начальник смены. График работы не изменился.

Сегодня в подчинении уникального специалиста 62 человека. 12 часов, отмечает, крутится как волчок, поэтому и сон не одолевает. Правда, заранее хорошо отсыпается, да и организм за столько лет уже привык к ночным бдениям. А сделать за это время нужно очень много: под утро на линию должны выйти в полной боевой готовности 200 автобусов «МАЗ»!

Еще Николай Михайлович ответственен за три диспетчерские и общежитие филиала на ул. Кропоткина. Благо техника современная, и ее подготовка к рейсам отнимает сейчас меньше усилий и нервной энергии. Да и сам парк после капремонта преобразился. Утепленные или с обогревом цеха, мастерские, котельная, иные вспомогательные помещения, новое оборудование, облагороженная территория, экономное светодиодное освещение. Все автоматизировано.

Кнутом и пряником

— Конечно, «ЛАЗы» и «Икарусы» и рядом не стояли с продукцией нашего МАЗа по всем параметрам, — убежден Н. Конященков.  Львовская техника была на бензине, поэтому меньше досаждала, особенно зимой. Дизельные «венгры» чадили, топливо загустевало, замерзала пневмосистема, как следствие — не открывались двери, не функционировало отопление. Таких проблем у новых «лошадок» парка нет. Если изредка и возникают, то лишь с электроникой, «мозгами» — мониторами или кондиционерами, которыми, кстати, уже оснащены 190 автобусов… Сейчас и представить сложно, чего ранее ночной смене стоило подготовить и выпустить на маршруты заявленное количество техники. Прежде всего в переломные 90-е годы, когда в филиале хромала дисциплина, да и повсеместно после развала Союза были разброд и шатания.

Дневным, так сказать, директором тогда был Леонтий Папенок, позже возглавивший «Минсктранс». Чего греха таить, подвижной состав не обновлялся, запчастей не хватало, зарплаты были невысокие, кадры — в дефиците, прежде всего водительские. Народ злоупотреблял алкоголем, на работу приходили с транзисторами и даже гармошкой. С этим пороком на предприятии мы с Леонтием Трифоновичем боролись и кнутом, и пряником, вплоть до увольнения любителей горячительного. Привлекали в качестве помощников и сотрудников Департамента охраны МВД. Однажды выпившего шофера пять раз выпроваживал за проходную, а он возвращался через забор. Теперь таких эксцессов нет. Донимает иногда только молодежь, совмещающая работу с личной жизнью — в одной руке гаечный ключ или отвертка, в другой — мобильник… Человек я требовательный, считаю, успех любого производства начинается с порядка и дисциплины.

О непогоде и лирике

За долгие годы работы Николаю Михайловичу не раз довелось противостоять и погодным катаклизмам. В 1979-м под Новый год ударили сильные морозы, даже батареи в общежитии разморозились. Многие «Икарусы» стали, отогревали как могли, но справились.

Попал ночной директор в середине марта 2013-го и на снежный катаклизм под памятным названием «Хавьер». На работу на 4-й пер. Кольцова из Северного поселка из-за транспортного коллапса добирался на перекладных и впервые в жизни опоздал на полтора часа. Потом помогал откапывать погрузчиком из снежного плена автобусы в Уручье. Задействовали даже машину техпомощи. Все «МАЗы» вовремя вышли на линию, а вот троллейбусы еще долго стояли… Домой вернулся только к полудню.

— На заслуженный отдых, пока порох остается, не собираюсь, хотя пять лет уже на пенсии, — отмечает Конященков.  Супруга Светлана Константиновна два года как полновластная домохозяйка, внуками пока не обзавелись. Старший сын, Александр, занимается ремонтом квартир, младший, Сергей, трудится плиточником в «Минскэнергоремонте», собирался в наш автопарк, но пока не созрел. Работа ведь не подарок: сменный график, рано вставать, поздно ложиться…

Я люблю повозиться с техникой. Со своим «Гольфом» или «Запорожцем», мотоблоком. Правда, раритет на приколе в гараже, но на ходу. На «немце» по возможности навещаю и помогаю по хозяйству 90-летней маме, она живет в деревне Оточка в Стародорожском районе… Люблю покататься на велосипеде в лесопарке за МКАД, подышать свежим воздухом, обожаю и тихую охоту. А когда снизойдет вдохновение, балуюсь поэзией. Родному автопарку не одно стихотворение посвятил…

Справочно

В Автопарке № 7 сейчас 271 автобус «МАЗ», а также 1 060 работников, из них 602 — водители эксплуатационного парка, обслуживающие 45 городских и около 50 пригородных маршрутов.

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ