За что благодарят спасателей и с какими трудностями им приходится сталкиваться при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал подполковник внутренней службы Алексей Афанасьев.
Мечта сбывается
С ранних лет он хотел носить погоны. Неудивительно, что после окончания школы парень подал документы в Военную академию. Однако поступить туда не удалось, так как не прошел по баллам. Тогда решил стать пожарным. После успешного прохождения медкомиссии в 2001 году Алексея направили на службу в пожарную аварийно-спасательную часть (ПАСЧ) № 28, которая дислоцировалась на территории камвольного комбината.
— Начинал рядовым бойцом, потом был старшим пожарным, командиром отделения. Понравился коллектив, освоился быстро, ведь у меня были хорошие наставники. Например, мне многое дал Валерий Бояревич, имевший опыт службы в Москве. А физической нагрузки не боялся и не боюсь, — рассказывает собеседник. — Помню свой первый боевой выезд — в Лошице случилось загорание строительной бытовки. Ее пришлось тушить ночью, но все справились. Когда поступает сигнал тревоги, происходит выброс адреналина в кровь. К такому постепенно привыкаешь и уже способен совладать с этой энергией, направляя ее в нужное русло, чтобы на месте происшествия выполнить работу как надо.
Во время службы Алексей заочно окончил Командно-инженерный институт МЧС Беларуси (сейчас — Университет гражданской защиты), и его назначили начальником караула в ПАСЧ № 13, что в Московском районе. Отслужил там три года. В 2012-м получил повышение по службе, став сотрудником Центра оперативного управления (ЦОУ) Минского городского управления МЧС.
Командный дух
С 2021-го Алексей Владимирович работает на должности заместителя начальника Центра оперативного управления — начальника штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций.
— В структуру штаба входят три дежурные смены, в каждой четыре офицера и два водителя, это две выездные группы. Они отправляются на место происшествия и координируют действия спасателей и тех организаций, которые привлекают для ликвидации чрезвычайной ситуации. То есть труд у нас вовсе не кабинетный. Если в городе происходит серьезное ЧП, я тоже туда еду, — отмечает собеседник. — Еще одно направление нашей работы — организация дежурной службы в подразделениях гарнизона. Это проверки боеготовности частей и имеющейся на вооружении техники, оказание методической помощи, обучение личного состава.
— Вы строгий руководитель?
— Я требовательный, ведь в нашем деле мелочей не бывает. Все то, что касается несения службы, боевой работы, должно выполняться неукоснительно. От этого зависят жизнь, безопасность и горожан, и самих спасателей.
— Не раз доводилось слышать, что забот у спасателей становится меньше. Согласны?
— Отвечу так: сокращается и количество чрезвычайных ситуаций, и их масштабы. Этому способствует постоянная профилактическая работа по всем направлениям — в детских и трудовых коллективах, с жильцами многоквартирных домов, частного сектора и так далее. На вооружении у наших подразделений современные техника и оборудование, которые обновляются и совершенствуются.
Позвонить нам стало гораздо легче — сейчас почти у каждого есть мобильный телефон. А чем раньше к нам поступит сообщение о возгорании или другом ЧП, тем быстрее мы приедем. Следовательно, тем проще нам работать и тем меньшими окажутся масштаб и ущерб.
Яркие краски
В январе 2022-го А. Афанасьеву довелось участвовать в ликвидации последствий серьезного чрезвычайного происшествия — тогда случилось обрушение пешеходной части моста через ул. Немигу.
— Конечно, событие резонансное и неординарное. Приобрел полезный опыт в организации труда и взаимодействия служб и различных субъектов хозяйствования, таких как «Горремавтодор Мингорисполкома», «Мостострой».
В частности, в ходе работ по демонтажу обрушившихся конструкций путепровода мы столкнулись с необходимостью найти еще один кран большой грузоподъемности. У нас имелась в распоряжении лишь одна единица такой техники, и ее было недостаточно. Словом, трудились там немало. Длительное время пришлось провести на холоде, что тоже непросто, поэтому создавали еще и пункты обогрева, — поясняет подполковник внутренней службы.
Ему запомнился и вечерний пожар, произошедший в декабре 2018 года на ул. Инженерной — на складе предприятия по производству печатной краски.
— Горели пластиковая тара, оборудование, сырье и готовая продукция на 240 кв. м. Сложность заключалась в поиске очага пожара в условиях плотного задымления. Ребята старались, но, когда видимость ограничена, это тяжело. Пожар удалось локализовать и ликвидировать. Когда все выбрались наружу, долго смеялись с внешнего вида друг друга — все изрядно перепачкались разноцветными красками, — вспоминает А. Афанасьев.
— Благодарят ли вас за оказанную помощь?
— Да, и не только за действия на пожарах. Мы обеспечиваем подключение электрогенераторов для бесперебойной подачи электроснабжения тем, кто находится на ИВЛ. Например, если наши бойцы помогают доставить бабушку в больницу или с дерева снимают кота, то нам пишут и благодарят. Но особняком стоит спасение человека на пожаре. Знаю по себе: порой сильно устаешь, а приезжаешь в часть — и испытываешь чувство удовлетворения, потому что помог людям. Для этого мы и работаем, — подчеркивает собеседник.
Фото Ирины Малиновской, Павла Русака, Сергея Пожоги и Алексея Столярова