Минчанин не может ужиться в квартире с племянницей и ее псами. Узнали, как решить их спор по закону
Наследство в виде квартиры или частного дома нередко становится поводом для раздора среди близких родственников и приводит к последствиям, которые открутить назад уже не получится. Об одной из таких историй узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Пролог
Историю непростых взаимоотношений, в которых не последнюю роль сыграли домашние питомцы, рассказал начальник юридического отдела ЖЭУ № 3 Первомайского района Алексей Скалдин.
Владелец однокомнатной квартиры в доме № 8 на ул. Кнорина около пяти лет назад умер и оставил ее в наследство дочери Ирине* (1979 г. р.) и брату Николаю* (1965 г. р.). Каждый из них стал собственником ½ доли жилого помещения. Лицевые счета разделили, коммунальные платежи по ним поступают вовремя и в полном объеме. Как отметил А. Скалдин, и племянница, и ее дядя хотели бы выкупить вторую долю и стать полноправным хозяином жилья. На уступки никто не идет, что только обостряет напряженность.
Примечательно, что ни один из собственников в этой однушке не зарегистрирован, но Ирина жила в ней раньше, обустроилась и завела двух собак, заметим, без регистрации в жилищной службе. Николай считает, что содержание домашних животных на общей жилплощади вообще недопустимо без его согласия. Его племянница несколько месяцев назад обратилась в ЖЭУ, чтобы узаконить нахождение барбосов по данному адресу.
Развитие событий
В ЖЭУ № 3 Ирине отказали в регистрации животных. Женщина обратилась в администрацию Первомайского района, и там приняли решение, что жилищно-эксплуатационному участку надлежит осуществить эту процедуру. Основания таковы. Согласно Правилам содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров от 04.06.2001 № 834, разрешается содержать собак, кошек в занимаемой одной семьей отдельной квартире, но не более двух животных в отдельной квартире многоквартирного жилого дома. В квартире, где проживают несколько нанимателей (собственников), не более одного животного на семью нанимателя (собственника) при согласии всех совершеннолетних граждан, проживающих в квартире.
«Следовательно, согласие на содержание животного требуется только в случае проживания собственника в жилом помещении», — указывается в письме районной администрации.
Собак зарегистрировали. Николай с этим не согласен и готовится к суду.
Поворот сюжета
Как полагает А. Скалдин, судебное разбирательство — оптимальный способ достичь консенсуса между сторонами в «собачьем конфликте». И обращает внимание на нюансы законодательства, которые, собственно, и побудили ЖЭУ изначально отказать в регистрации питомцев:
— Сложившуюся ситуацию, на мой взгляд, следует рассматривать не только в русле Правил содержания домашних животных, но и в соответствии с требованиями других документов в сфере жилищного законодательства. Так, пункт 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399, гласит: содержание в жилых помещениях домашних животных осуществляется в порядке и на условиях, определенных законодательством. Таким образом, содержание собак является одним из способов реализации гражданами своего права пользования жилым помещением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 136 Жилищного кодекса Республики Беларусь владение и пользование жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются по соглашению всех участников общей долевой собственности. Оно может быть заключено в простой письменной форме. При отсутствии взаимного согласия порядок пользования жилым помещением устанавливается в судебном порядке.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Что касается пункта 3 Правил содержания домашних животных, на который ссылаются в администрации района, по-моему, он требует конкретизации в части трактовки термина «совершеннолетние граждане, проживающие в квартире». Речь идет о зарегистрированных в жилом помещении гражданах, собственниках, нанимателях и членах их семей, поднанимателях либо только о тех людях, которые фактически проживают в квартире? Но это может быть и дальний родственник или друг семьи, который приехал погостить на какое-то время. С другой стороны, подтвердить факт проживания могут только свидетели, например соседи. Но вряд ли их показания будут иметь вес при разрешении спорной ситуации, касающейся правоотношений двух собственников жилья.
Наконец, в пункте 1 статьи 19 Гражданского кодекса Республики Беларусь говорится: местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами. У двух совладельцев рассматриваемой квартиры такие основания есть.
Кульминация
Ирина и Николай пишут жалобы друг на друга и по поводу содержания квартиры. Взаимные обвинения касаются захламленности помещений, нежелания выполнять уборку и в целом поддерживать порядок. В ходе проверок эти факты подтверждались, отмечает А. Скалдин. Как следствие, на обоих собственников составляли протоколы за нарушение Правил пользования жилыми помещениями, и в частности за антисанитарию, по статье 22.12, часть 4 КоАП (предусматривает штраф до 20 базовых величин).
В течение этого года совладельцы уже дважды привлекались к административной ответственности. А трех протоколов достаточно для того, чтобы вынести предупреждение, а затем направить иск в суд по статье 137 Жилищного кодекса о понуждении к отчуждению жилого помещения. В таком случае нарушители в течение года должны будут либо привести квартиру в надлежащее санитарное состояние, либо продать ее. Если ни один из вариантов не будет реализован, жилое помещение по решению суда продадут с публичных торгов, из вырученной суммы вычтут затраты на отчуждение жилого помещения и необходимые средства на приведение в порядок квартиры. За оставшиеся деньги местный исполнительный и распорядительный орган должен приобрести и передать в собственность фигуранту (в рассматриваемой ситуации — фигурантам) судебного разбирательства другое жилье, и необязательно в Минске. Однако, учитывая обстоятельства дела, не исключено, что эти средства выдадут уже бывшим совладельцам на руки. Это лишь один из возможных сценариев развития событий.
*Имена совладельцев квартиры изменены.
Смотрите также: