Минчанин одолжил прохожему мобильник и лишился денег на счету

В редакцию агентства «Минск-Новости» обратился горожанин и рассказал, что на улице неизвестный молодой человек попросил у него на минутку телефон.

Сказал, нужно срочно позвонить, а свой гаджет забыл дома, — поделился мужчина. — Я дал, а позже обнаружил, что баланс лицевого счета на моем телефоне исчерпан, хотя там лежала крупная сумма. То есть, деньги у меня украли. Как застраховать себя от мошенничества?

За комментарием корреспондент агентства «Минск-Новости» обратилась к заместителю начальника главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Антону Подрезу.

— Да, такие случаи не редкость, — подтвердил А. Подрез. — Мошенник может позаимствовать телефон «на минутку», на самом же деле воспользоваться чужим сервисом по совершению операций с электронными деньгами и в результате быстро пополнить баланс своего телефона. А гражданин через некоторое время с удивлением узнает, что у него на эту сумму задолженность перед мобильным оператором. Поэтому мой совет: ни в коем случае не передавать незнакомым людям личный мобильный телефон или любой иной гаджет, позволяющий от вашего имени совершать финансовые операции. Если ситуация того требует, и вы хотите помочь незнакомцу, то лучше уж самому набрать нужный ему номер и дать поговорить с абонентом, не выпуская телефона из своих рук.

— Слышала историю, что таким же образом мошенник взял кредит, а платить пришлось владельцу мобильника…

— Современный мобильный телефон — своего рода источник персональных данных. Поэтому оберегайте его так же, как паспорт и банковскую карту. Возможно, в перспективе будет внедрена аутентификация с помощью биометрических данных, например, отпечатков пальцев, радужки глаза, что позволит однозначно идентифицировать клиента. Пока что единственным способом многофакторной аутентификации являются знание пароля, секретного слова, т. е. информация, которой обладаете только вы. А также факторы владения СМС-кодами, которые приходят на ваш телефон, ключ ЭЦП (электронной цифровой подписи) и т. д.

— Бывает, что у граждан пропадают деньги даже с платежных карт…

— Злоумышленники взламывают в соцсетях аккаунты и затем выманивают у пользователей конфиденциальные данные. Посылают, например, сообщение от имени друга. Мол, срочно нужны деньги, выручи! Просят реквизиты банковской карты либо пароль к интернет-банкингу. Доверчивые люди эти данные выкладывают и деньги исчезают. Или, бывает, на торговой онлайн-площадке кто-то размещает объявление о продаже товара. Мошенник звонит продавцу, объясняет, что хочет его купить и готов перевести предоплату. Предоставляет ссылку, по которой продавец переходит на сайт, визуально очень похожий на официальный банковский, а на самом деле поддельный. Жертва вводит там персональные данные или реквизиты банковской карты и по сути передает их жуликам.

— Что же делать?

— Ни в коем случае не использовать ссылки, которые вам предоставляют другие люди. Вы должны сами зайти на банковский сайт, самостоятельно ввести пароль и провести операцию без услуг постороннего человека.

— Но, к примеру, рассчитываясь в магазине, мы даем карту в руки кассиру. Люди с хорошей зрительной памятью вполне могут запомнить ее реквизиты…

— Для того, чтобы всегда знать, что происходит с вашими деньгами на счете, к которому выдана карта, лучше всего подключить услугу СМС-информирования. Допустим, купили товар на 50 рублей, вам банк об этом прислал СМС. А если через некоторое время вы вдруг получаете сообщения о других покупках, которых не совершали, необходимо срочно связаться с банком и заблокировать карту. После этого нужно написать заявление о фактах несанкционированного доступа к счету. Там проведут разбирательство и, если все подтвердится, вернут деньги клиенту. При этом карту лучше всего сменить.

— В каких случаях банк несет ответственность и у пострадавших есть шансы вернуть свои деньги?

— Каждая ситуация рассматривается индивидуально. Сегодня у нас существует принцип ограничения ответственности держателя карты. Законодательством установлен перечень случаев, при которых банк отказывает в возврате средств. Все другие ситуации, которые в список не входят, должны быть тщательно изучены и по результатам в установленный законодательством срок принято решение.

Справочно

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому данные своего паспорта, одноразовые коды, присланные в СМС, пароли или любую другую информацию, которой могут воспользоваться мошенники.
  2. Не передавайте в руки других людей свой мобильный телефон или следите за действиями, совершаемыми человеком в вашем устройстве.
  3. Не переходите по сомнительным ссылкам и не открывайте вложения из подозрительных писем.
  4. Подключите услугу СМС-информирования, чтобы всегда быть в курсе движения денежных средств по своему счету.
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ