Минчанин отказался от договора на техобслуживание ЗПУ. Отключат ли ему домофон?

Владелец квартиры в доме № 17 на ул. Аладовых получил письмо от частной организации с предложением заключить договор на техническое обслуживание запорно-переговорного устройства (ЗПУ). Он обратился в редакцию с вопросом: нужен ли такой документ, если жители пользуются ЗПУ с момента заселения и оплачивают услугу, которая выделена в жировке отдельной строчкой? В ситуации разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

В письме обслуживающей организации, в частности, говорится, что теперь, согласно законодательству, на все услуги, перечисленные в жировке, требуется договор между жителем и предприятием на отдельном бланке. Если копия договора с собственником квартиры не будет предоставлена в РСЦ, то с 1 ноября из жировки будет исключен платеж за техобслуживание домофона.

По словам читателя, изначально управление домом осуществляло товарищество собственников, а лет пять назад он перешел на обслуживание ЖКХ № 2 Фрунзенского района. Всё это время никаких вопросов, связанных с ЗПУ, не возникало.

Лично я ничего подписывать не буду, — заявил мужчина. Электронные ключи от двери подъезда не отберут, а домофон пусть отключают.

В организации, обслуживающей домофонную систему по названному адресу, удивились такой реакции на письмо.

Мы давно обслуживаем этот дом, сразу был заключен прямой договор с товариществом собственников, — прокомментировала директор Светлана Стесик. Письма направили в связи с изменениями в законодательстве, предусматривающими наличие индивидуальных договоров. Большинство жителей их уже заключили. Те, кто отказался, не увидят соответствующей графы к оплате уже в жировках, которые получат в декабре. В дальнейшем для этих граждан все ремонтно-восстановительные работы по их заявлению будут выполняться на платной основе согласно действующему на предприятии прейскуранту цен. Домофонная связь у них отключаться не будет, но, если произойдет обрыв линии или, к примеру, что-то сломается в трубке, ремонт будет осуществляться за счет владельца, также придется заплатить за вызов специалиста. Заключать договор или нет — личное дело каждого, навязывать услугу не имеем права. Наша организация предлагает договор на 1 год, а дальше он автоматически пролонгируется, если потребитель не напишет заявление об отказе в предоставлении услуги.

Напомним, еще в апреле 2015 г. в связи с участившимися случаями обращений граждан по вопросам замены домофонных систем и техобслуживания ЗПУ Министерством торговли и Министерством ЖКХ была выработана и озвучена согласованная позиция о применении законодательства в этой сфере. Она, в частности, предусматривает, что организации, оказывающие услуги по установке домофонных систем и техобслуживанию ЗПУ, обязаны:

— оказывать услуги на основании договора, заключенного с каждым собственником или нанимателем квартиры с его согласия;

— обеспечивать беспрепятственный доступ в жилые помещения жильцам, которые не заключили соответствующий договор, и не начислять им плату за эту услугу;

— не допускать замены ЗПУ или иного оборудования домофонной системы без согласия собственников или нанимателей жилого помещения.

Кроме того, жители простым большинством голосов вправе сами выбрать исполнителя услуги. Это не отразится на стоимости: на 2018 год Указом Президента Республики Беларусь № 473 установлен предельно допустимый тариф на техобслуживание ЗПУ в размере 93 копеек.

Почему организация, обслуживающая ЗПУ в доме № 17 на ул. Аладовых, последовала этим разъяснениям спустя три с половиной года? Вопрос остается открытым. Вместе с тем, как полагают в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ), при оказании дополнительных ЖКУ прежде всего жильцы должны отслеживать, кому, за что и на каком основании платят деньги.

Если у собственника или нанимателя взималась плата за услугу при отсутствии договора, он вправе обратиться в организацию и потребовать вернуть ему ранее уплаченные суммы, — отметила главный специалист производственного отдела МГЖХ Ирина Кремень. Спорные вопросы решаются в суде.

Специалист обратила внимание, что типового договора на техобслуживание ЗПУ нет, может отличаться и перечень работ в зависимости от типа домофонной системы. Если потребитель не пожелал заключить договор, то при обращении в обслуживающую организацию должен быть готов к тому, что за ремонт ему придется заплатить, при этом в первую очередь специалисты выезжают на заявки к тем, у кого есть договор. Об отключении домофона у «отказников» речь не идет.

В то же время наличие договора освобождает его обладателя лишь от оплаты работ, входящих в техобслуживание ЗПУ. Это внешний осмотр технического состояния запирающего устройства и металлической двери, проверка работоспособности электромагнитного замкового устройства и состояния контактов пульта вызова, регулировка дверного доводчика, чистка и смазка петель двери и другие. А вот, к примеру, установка и перенос абонентских устройств, программирование кодовой таблицы, модернизация физически изношенных и морально устаревших ЗПУ могут выполняться на платной основе.

Справочно

По информации МГЖХ, в домах, находящихся на обслуживании ЖКХ районов Минска, насчитывается 23 992 подъезда. Из них 23 389 оснащены ЗПУ, 603 — кодово-механическими замками. Подавляющее большинство домофонных систем обслуживают коммерческие специализированные организации, некоторые — ЖРЭО.

Самое читаемое