Минчанин собрал редкую коллекцию моделей машинок, в ней есть машина-сцена, «Белка» и необычный пикап
Житель Минска Виталий Новик собрал коллекцию моделей машинок, все они – точные копии автопрома, причем весьма редкие. Коллекцию не стыдно показать – и даже есть чем удивить. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с коллекционером о маленьких игрушках для взрослых и совсем недетском увлечении.
– С таким хобби тут вряд ли повзрослеешь, – то ли в шутку, то ли всерьез говорит наш герой. Виталию 40, и он собирает модели машинок, в буквальном смысле – по деталям – и в большую коллекцию. Сейчас в коллекции порядка сотни миниатюрных копий. Они заняли шкаф и едва ли не всю стену. Виталий улыбается. Говорит, одно – увидеть такие в кино или на картинке, и совсем другое – дома на полке, пусть и аналог, уменьшенный в 43 раза.
Мой собеседник родом из Гомеля, летом гостевал в деревне у бабушки. Ровесник из Москвы наведывался в эту же местность и привозил с собой машинки – для советской эпохи тот еще дефицит. Тогда Виталий и загорелся техникой. Годы шли, а страсть к машинам не утихла. Игрушки для взрослых минчанин начал собирать 15 лет назад. В киосках вовсю продавали «профильные» журналы про автолегенды с простыми коллекционными моделями. Виталий скупал журнальные серии, а когда был уже основательно «в теме», решил заодно и помоделировать, внезапно открыв в себе конструкторские способности.
Коллекция началась с копии «ПАЗ-672М», который за формы в народе прозвали позитивным «колобком». Оригинал – уже давно исчезнувший вид. Такие пазики перестали выпускать в 1988 году. Вот машина в миниатюре и вызывает эмоции. Как-никак, экземпляр редкий, пусть и копия.
В автопарке В. Новика чего только нет – от грузовиков и легковушек до причудливого гибрида машины и мотоцикла и легендарной «Белки», полной загадок и нестыковок.
Прежде чем оказаться на полке коллекционера, будущая модель из россыпи деталей в коробке-наборе подвергается конструкторским фантазиям Виталия. Собеседник говорит, что повозиться с деталями, размер которых порой с миниатюрную бусину, приходится не один день. После собранную модель нужно максимально приблизить к оригиналу за счет замены некоторых деталей и покраски. Здесь еще включается и талант художника. Кстати, краску для своих моделей Виталий покупает по каталогу в магазинах автозапчастей. Колерует модели с нуля, а порой и вовсе перекрашивает. Такие работы иногда занимают месяцы. Мастер умудряется переделать «Волгу» в пикап. А «МАЗ» и вовсе коллекционер переделал под себя по типу разноцветной машины, которая ездила по Минску на чемпионате по хоккею в 2014 году, даже стекла В. Новик затонировал, как в оригинале. Собеседник добавляет, что его горящий взор, несмотря на затяжной процесс, не угасает.
– Это очень увлекает, развивает, просто помогает переключиться, сменить направление мыслей, – объясняет страсть к хобби минчанин.
В. Новик разделил модели на две категории. Если из первой некоторые экземпляры подлежат обмену с такими же увлеченными коллекционерами, то из второй – каждая особенно дорога. Их 80 штук. Из уст Виталия об этих экземплярах звучит что-то наподобие мысли известного художника, наставника Шагала Юделя Пэна: «Деточки, я не торгую своим вдохновением».
Например, «МАЗ-6330» из второй категории – отдушина, такой в оригинале на дорогах не встретишь – эксклюзив своего времени.
– Этот «МАЗ» изготовили по заказу Андрея Разина еще в начале 90-х. По сути, машина-сцена для выступления легендарного «Ласкового мая». Помимо приметной надписи «Андрей Разин» модель удивляет технической «начинкой», – если водитель заснул, то срабатывала сигнализация, и двигатель глох. Это авто было для артистов и домом, и сценой, и что самое интересное – изобрели его конструкторы нашего «МАЗа», – уточняет коллекционер.
Кстати, сын Виталия тоже интересуется техникой. А в целом на увлечение в семье реагируют спокойно. Вопрос финансов, говорит коллекционер-моделист, не поднимают, понимают суть наслаждения. А еще благодаря хобби всегда есть идея оригинального подарка для друзей и близких.
Фото автора
Смотрите также: