Минчанка бросила работу менеджера и стала стеклодувом. 10 лет создает из стекла женские украшения

Уйти со стабильной работы и поставить все на творчество, которым горишь? Выбор сложный, но минчанка Наталья Дашко решилась связать свою деятельность со стеклом и не пожалела. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Созданием украшений Наталья интересовалась всю жизнь. Еще со школьных лет изготавливала сережки, браслеты, которые подбирала к нарядам. Со временем их стало так много, что изделия становились подарками для подружек. Сарафанное радио сработало отлично, и многие девочки и женщины захотели приобрести себе пару украшений.

В те времена не было социальных сетей и таких возможностей для раскрутки, какие есть сейчас. Поэтому меня 16–18-летним подростком приглашали родственники и друзья приехать в компании, в которых они работали, чтобы я показала свои изделия на продажу. Помню, как ходила с бархатным свертком, куда булавочками прикалывала украшения. Стоили они копейки, для меня делать их было в удовольствие. Для людей же это был эксклюзив, такого нигде не продавалось, — вспоминает Н. Дашко.

Сделать хобби профессией девушка тогда не решилась. И родители внушали, что высшее образование в жизни необходимо. Дальше — занимайся тем, к чему лежит душа.

Я всегда удивлялась людям, которые в 17–18 лет знали, кем они хотят стать. Я определиться в таком возрасте не могла. О создании украшений и мыслей не было — уж очень это несерьезно. А родители учили, что профессия должна быть стабильной, — рассказывает собеседница. — Так как у меня была установка просто получить высшее образование, решила идти на юриста: посчитала, что это точно пригодится в жизни. После окончания института положила родителям на стол диплом и тогда уже задалась вопросом, чего же хочу на самом деле.

После университета девушка устроилась в издательство менеджером, параллельно делая бижутерию. Наталья рассказывает, что ее всегда привлекали стеклянные бусинки, которые продавались в розницу. Стекло красиво преломляло свет, не царапалось и, в отличие от пластика, было долговечным. Кто бы мог подумать, но именно работа со стеклом спустя некоторое время станет занимать почти все свободное время минчанки и сделает ее известным дизайнером украшений.

«Самым сложным было бросить работу и на накопленные деньги закупать оборудование для мастерской»

У всех в жизни есть неслучайные события и люди. Если ты вынашиваешь какой-то вопрос или намерение, то обязательно придет нужный человек, ты увидишь полезную программу или где-то услышишь ответ на свой вопрос. В период, когда я думала, чем мне заняться, в гости пришла подруга. В разговоре она упомянула, что есть такая техника, при которой стеклянные бусинки можно создавать самому. Она не помнила точное название. Я нашла в поисковике, что это лэмпворк. Когда увидела картинки, меня как молнией ударило. Не было сомнений — это что-то невероятное. Сразу захотелось разобраться в этом и непременно обучиться, — говорит стеклодув.

Это был 2011 год, и информации по этой теме было мало. По словам собеседницы, в России техника «лэмпворк» была уже довольно развита, у нас же совсем нет. Поэтому минчанка поехала за мечтой в Москву, чтобы посмотреть мастерскую, пофотографировать, изучить материалы. Один час обучения у московского мастера для тех лет стоил немало — 50 долларов. Наталья прошла трехчасовой вводный курс, купила стартовый набор итальянского стекла и под впечатлением вернулась в Минск.

Самым сложным решением было бросить работу, на которой я уже неплохо зарабатывала, уйти в полную безработицу и купить дорогое оборудование для мастерской. В моей копилке было 3 тысячи долларов. Я посчитала, что их как раз хватит полностью обустроить свой уголок, приобрести муфельную печь, горелку, стекло, кислородный концентратор. После этого я остаюсь на нуле. Было очень много сомнений. Но я решила, что менеджером я всегда успею поработать, а мысль о том, что сама смогу создавать неповторимые стеклянные изделия, оказалась сильнее.

Многие мастера, которые живут в квартирах, располагают мастерские на балконах. Наталья, живущая в частном доме, устроилась в кладовке. Параллельно она стала заниматься фрилансом, чтобы получать какие-то деньги на карманные расходы.

Я обучалась дома сама. Каждый день по 6–8 часов на протяжении почти года я сидела и училась управлять стеклом в пламени горелки. Ожоги были неизбежны. Первые пару месяцев у меня не получалось абсолютно ничего. Переплавить неудавшееся изделие нельзя, его приходилось выбрасывать. Такая работа на мусорку длилась около полугода, — рассказывает мастер.

Несмотря на все сложности, она уверена: овладеть навыками может каждый. Не обязательно даже умение рисовать или художественное образование. Все, что нужно в работе со стеклом, — это усидчивость и желание.

Спасибо моим родителям, что не отговаривали меня. Потому что было довольно смешно, как я, будучи довольно успешной в своей работе, прихожу к ним и говорю: я решила делать стеклянные бусинки и потом буду их продавать. Это даже звучит несерьезно, но они сказали: попробуй.

«Когда полностью оборудовала мастерскую, оказалось очень страшно засунуть первую стеклянную палочку в огонь»

Стеклодуву нужны с десяток различных приспособлений и инструментов. Самый пугающий для новичков — горелка, температура пламени в которой достигает 1 300 градусов.

Был такой момент, когда я полностью оборудовала мастерскую, подключила все, огонь уже горел. И мне вдруг стало очень страшно засунуть первую стеклянную палочку в огонь и ловить эту падающую раскаленную каплю горячего стекла. Я даже знаю случаи, когда девушки вот так собирали помещения и не могли себя перебороть, распродавали все.

Страх работы с огнем — не единственная трудность, которая подстерегала Наталью на ее творческом пути. Взять хотя бы отсутствие в Беларуси в те времена нужного оборудования. Приходилось делать заказы в Италии и Канаде, искать в Интернете подходящие предложения. Сейчас же все необходимое мастер заказывает из Москвы.

Занятие это и правда непростое. Некоторые методики я смогла отточить до такой степени, чтобы не стесняться продавать изделия, только спустя 3 года, — улыбается Наталья. — Но вместе с этим техника очень красивая. Она многогранная: ты никогда не овладеешь всеми способами работы со стеклом. Возможность совершенствоваться и реализовываться очень привлекает.

Набив руку, сделать одну бусинку можно за 10–15 минут. А на какие-то детали уходит и час-полтора. При этом стекло не прощает ошибок: если что-то не получилось, материал остается только выбросить. Еще в мастерской не место суете и нервозности. Наталья отмечает, что это медитативная техника, поэтому работать нужно в спокойном состоянии.

«В самых смелых мечтах вижу сеть магазинов со стеклянными украшениями с драгоценными металлами»

Сейчас у Натальи собственная мастерская с шоурумом, где можно посмотреть изделия и даже посидеть за горелкой. Мастер отмечает, что люди стали все больше интересоваться хенд-мэйдом и востребованность стеклянных украшений растет.

Самые первые маркеты, в которых я участвовала, выпали на конец 2012 года, тогда они и сами только появлялись. Люди в то время не понимали, что это стекло ручной работы. Каждому нужно было объяснять, что я сама это делаю. Многие не верили. Думали, что я купила китайские бусины и теперь продаю, — вспоминает Н. Дашко. — Чтобы избежать такого недоверия, приносила на маркеты бусинки в различных стадиях изготовления, демонстрировала видео процесса создания. Сейчас все намного проще, лэмпворк на слуху у многих. Спасибо социальным сетям за то, что есть возможность показывать весь процесс.

Во всей Беларуси Наталья, по ее подсчетам, стала вторым или третьим мастером, работающим в технике «лэмпворк». Число мастеров с годами увеличилось, но конкуренции минчанка не замечает. Наоборот, белорусские мастера знают друг друга лично, стараются не копировать друг друга и не пересекаться в техниках. А их, рассказывает мастер, очень много.

Не хочу прекращать заниматься этим. Целей очень много, в самых смелых мечтах вижу сеть магазинов со стеклянными украшениями с драгоценными металлами. Но пока я, как ремесленник, не могу продавать изделия с добавлением золота или серебра. Но все впереди. Вообще считаю, что не стоит бояться принимать серьезные решения. Когда мы отбрасываем сомнения и действуем, это развивает нас, открывает в нас новые качества. Я не пожалела, что однажды рискнула.

Фото из личного архива собеседницы

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ