Минск архитектора Леонида Левина – от «БелЭкспо» до здания МИДа

На здании Исторической мастерской в Минске (Сухая, 25), появилась новая вывеска. Отныне мастерская носит имя Леонида Левина – одного из самых авторитетных современных белорусских архитекторов.

…Минск давно не воспринимается как урбанистический конгломерат. Мы четко различаем черты города и видим, что в нем много городов с именами архитекторов-созидателей: Лангбарда, Бакланова, Усовой, Парусникова, Барща… И, конечно, Леонида Левина. В марте, в первую годовщину ухода из жизни знаменитого архитектора, лауреата Ленинской премии, председателя Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин. Для корреспондента агентства «Минск-Новости» своего рода экскурсию по местам Леонида Левина в Минске провела его дочь – архитектор Галина Левина. По её словам, Леонид Менделевич не плыл по течению и не был податливым, как воск.

Леонида Левина знают как одного из авторов мемориала «Хатынь» в Логойском районе. В момент открытия комплекса Левину было 32 года – молодой! Но именно тогда появилась первая седина. «Хатынь» доставалась нелегко: против проекта выступала всесильный министр культуры СССР Екатерина Фурцева. И архитекторы Юрий Градов, Валентин Занкович и Леонид Левин дерзнули напрямую обратиться к лидеру республики Петру Машерову…

Было бы ошибкой сказать, что жизнь зодчего разделилась на «Хатынь» и другие проекты. Это не так. Почти 40 лет Левин проработал в институте «Минскпроект», создал свою творческую мастерскую и оставил белорусской столице богатое наследие: здания, площади, станции метро, мемориалы…

Васильки на площади Якуба Коласа

№ 5 copy

Проект для него начинался с того момента, когда фантазия рождала образ. Обратите внимание: площадь замощена «васильками». Изначально их не было. Синий пигмент в мощении появился при реконструкции площади Якуба Коласа в 2000 г. Левин поймал идею и не отступил от нее, долго искал плитку, подходящую по цвету, фактуре, размеру. «Васильки» по стилю близки к фонтанам, где вода льется колосьями. Эта площадь – сельский уголок. Кантри-оазис посреди городской суеты.

 

Тучинка

№ 3 copy

Так в народе называют мемориальный знак жертвам Минского гетто на ул. Притыцкого. Примерно в этом месте, в урочище Тучинка, в войну фашисты расстреляли более 14 тыс. минчан. Скульпторы Е. Хараберуш, Л. Покульницкий при участии М. Петруля воплотили образ, найденный Левиным. Узники зажаты глыбами. Людей перемалывает страшный молох войны…

– Отец был противником каменной гладкописи, «лощеного» гранита, – поясняет Галина Левина. – Это хорошо прослеживается в архитектурных решениях парка им. Янки Купалы, мемориала «Яма», памятного знака В. Омельянюку на пл. Независимости и других.

 

Центр «БелЭкспо»

Как бы парящий в воздухе многогранник появился на ул. Янки Купалы в 1968 г. Павильон из стекла, бетона и стали придумали архитекторы С. Ботковский, Ю. Градов и Л. Левин.

№ 4 copy

– Здание красиво и функционально, оно разрушает миф о том, что советская архитектура – это сплошные хрущевки и бетонные коробки, – говорит Галина. – Есть предложение придать ему статус памятника архитектуры.

С соавторами Левин работал также над проектами здания горкома КПБ, в котором сейчас МИД, станций метро «Немига» и «Площадь Ленина», над реконструкциями исторической части Минска…

 

«Память»

– Мой отец – коренной минчанин, военный подросток, сын ветерана, прошедшего войну от первого до последнего дня, – рассказывает Галина Левина. – Написал и издал книгу «Война и любовь», основу которой составили письма его родителей друг к другу. Война никогда не покидала Леонида. Свои первые проекты мемориалов, а всего он создал их более десятка – в Беларуси, России и Украине, отец делал вечерами, после рабочего дня в «Минскпроекте». Даже будучи тяжело больным, не оставлял эту тему.

…Нацисты не только убивали, но и уничтожали память о своих жертвах. Левин возвращал память. Одним из последних его проектов стала реконструкция братской могилы на пр. Дзержинского. Это была его идея – развернуть фигуру скорбящей женщины спиной к проспекту. Там – своя жизнь, а здесь – слезы матери, сестры, жены. Над мемориалом «Память» трудились также скульптор А. Шаппо, архитекторы Г. Левина и А. Копылов.

№ 2 copy

 

 

Творческая мастерская Левиных

Уже почти музей. В подвале дома № 36 на пр. Независимости всё осталось таким, как было при жизни архитектора: его стол, книги, проекты, настольная лампа… Это подвальное помещение в 1960-х Градову и Левину дал Машеров для работы над «Хатынью». А последние четверть века здесь обосновалась творческая мастерская Леонида Менделевича.

№ 6 copy

– Все работают по-своему. Я скажу, как работал отец, – Галина Леонидовна показывает чертежи, рисунки, проекты. – Начиная с «Хатыни», скульптура была для него продолжением архитектурной мысли. В этом заключалось новаторство: архитектор находил идею, образ и в готовый сценарий вписывал памятник, а его делал уже скульптор. Идею памятника тоже подавал архитектор. С Левиным работали прекрасные, выдающиеся скульпторы разных поколений, он умел делать их единомышленниками.

Градов и Левин придумали, например, что в парке им. Янки Купалы классик в исполнении скульптора Анатолия Аникейчика должен взойти на горку, у подножия которой – родник и цветок папоротника. Разработали фонари, скамейки. Понимаете, они их придумали, а не взяли из каталога. Правда, кто-то эти светильники и скамейки сейчас заменил, очень жаль…

Леонид Менделевич был защитником истории города. В этой мастерской хранятся материалы по Троицкому предместью, Верхнему городу. Здесь делали такие проекты, как «Набережная реки Свислочь», «Бисквитка»…

– «Бисквитка»?

– Так он называл реконструкцию исторического квартала на берегу Свислочи вблизи гостиницы «Беларусь». В XIX в. там были винокуренный и пивоваренный заводы, в 1930-х их переоборудовали в бисквитную фабрику, она обветшала. Мы придумали, как переделать ее в центр народных ремесел и бизнеса. Теперь там… газон. А проект сохранился, его можно реализовать, это был бы отличный туристический объект с исторической промышленной архитектурой.

– Не могу не спросить о мемориальном комплексе «Тростенец».

– Проект Левина «Благовщина» вошел в интегрированный проект «Тростенец», разрабатываемый УП «Минскпроект». «Благовщина» будет второй очередью мемориала. А первая откроется уже через два месяца.

Дополнительная информация

Сохранить и передать потомкам память о жертвах самой страшной войны в истории – святая обязанность каждого здравомыслящего человека. Оказать свою помощь в строительстве мемориала «Тростенец» можно, перечислив деньги на благотворительные счета, открытые ОАО «Белинвестбанк»:

* ОАО «Белинвестбанк», отделение 538, благотворительный счет в белорусских рублях № 3132022363828, код банка 739;

* ОАО «Белинвестбанк», отделение 538, благотворительный счет в иностранной валюте (евро) № 3132022363815, код банка 739.

Фото автора и из архива Левиных

 

Самое читаемое