Когда я рассказываю о Минске своим иностранным друзьям, они удивляются, и каждый делает это по-своему. Это как будто город для той жизни, которой у них нет. Мы можем ругать нашу столицу за иногда не убранный мусор, за ремонт мостов, за переполненные маршрутки и за самокатчиков, которые летают по тротуарам. Но одно следует сказать точно: часто мы придираемся. Ведь, когда хорошо, всегда хочется лучше. Пирамида Маслоу.
Мои московские коллеги любят Минск за отсутствие пробок. Те 5-6, пусть иногда 10 баллов, которые бывают здесь, — детский лепет по меркам Белокаменной. Наш город является столицей, в которой можно успеть сделать и пять, и шесть дел за день, спокойно перемещаясь из точки в точку. Для этого не обязательно оставлять машину и пересаживаться на метро, не слишком сложно (честно говоря) найти парковку в центре и в час пик в будний день. Кроме того, даже пятничные заторы на выезд не сводят с ума. Как по мне, то для 2-миллионного города у нас есть вполне понятная и широкая сеть дорожных развязок. Минск занимает девятое место в Европе по численности населения: на 2 млн людей здесь около 700 тысяч автомобилей. А мои молдавские друзья приходят в восторг, когда я рассказываю, что автобусы у нас ходят по расписанию и на конечной остановке по утрам «гармошка» отходит к метро каждые шесть минут.
Европейцы ценят безопасность. Однажды, десять лет назад, пришлось показывать товарищу из Чехии самые окраины Минска. Такая уж поступила просьба. С 1990-х страшилками в городе были Шабаны, Чижовка, Северный поселок, улица Ангарская. По этому маршруту мы и отправились. В промзоне посмотрели кладбище кранов, затем свернули в Тростенец. На Ангарскую поехали через Северный, и чехов удивили большие кирпичные коттеджи. Это совсем не сочеталось с их понятием «беднейшее гетто». В Чижовке посмотрели парк и «Чижовка-Арену». Тех самых местных «гарлемов» они не увидели. Да и сейчас изнанка некоторых спальных районов оставляет желать лучшего, однако энциклопедического криминального района, как в больших и знаменитых городах мира, у нас нет. Просьба показать квартал «куда боится заехать полиция» совершенно не о Минске, да и не о Беларуси. И это плюс, особенно когда выходишь вечером на прогулку, хоть в Лебяжем, хоть в Чижовке-6.
Если говорить о милиции, то ее в столице достаточно. Однако патрулей и мешков с песком на улице, как ожидали увидеть в 2015 году мои коллеги из Баку, нет. Мем о диктатуре плотно засел в иностранном сознании. Сформирован он перестроечными фильмами очень круто: КПП на въезде в город, колючая проволока и ежи на улицах, к тому же тотальная проверка документов на каждом углу… Такие легенды распространяют наши беглые экстремисты. Они делают это для грантов, а западная пресса — по привычке. В субботу вечером с азербайджанскими друзьями пошли в Верхний город. Там уличные музыканты, толпы народу, столики на улице. Молодежь стайками перебегает от бара к бару. В антураже Зыбицкой и Герцена картина мало отличается от европейских городов. Поэтому я и поправлял друзей: Минск и есть Европа!
А еще здесь очень хорошие и добрые люди. А главное, красивые. Прочитал в одном интервью бывшего японского шеф-повара, открывшего заведение на бульваре Пикассо в Минске, что к нему в ресторан в Токио приходили не такие красивые люди. Ну чем не похвала?!
А еще говорят, что у нас очень чисто! И это говорят все.