МИНСК — ГОРОД МАСТЕРОВ. Кто они и почему их признали лучшими в своей профессии

Издревле каждый город гордится своими мастерами, и Минск не исключение. Именно их стараниями вокруг становится краше, лучше, уютнее. Они помогают нашим детям набираться знаний, приходят к нам на помощь в трудную минуту, заботятся о нашем здоровье. В этом проекте мы расскажем о победителях городского конкурса профессионального мастерства «Минский мастер — 2017».

Всегда на высоте

Лучшим столичным машинистом башенного крана признана представительница прекрасного пола. Елена Акимова работает в ОАО «Управление механизации № 79».

Соревноваться в мастерстве пришлось с опытными специалистами, демонстрируя как теоретические, так и практические знания. В ходе главного испытания требовалось груз весом 500 кг опустить в центр обозначенной мишени. Учитывали затраченное время, точность попадания, сохранность установленных на грузе фишек и ряд других показателей. Выполнение задания осложнилось плохой погодой — ветром и дождем. Но тем ценнее оказалась одержанная победа.

Машинистом башенного крана Елена Акимова трудится уже 12 лет. Причем все эти годы — в одном и том же управлении, в которое пришла после окончания минского ПТУ № 31.

Когда первый раз взбиралась на высоту, очень боялась, — вспоминает Елена. — Две секции прошла — дальше не могу, вцепилась в лестницу и стою. Но мастер, у которого я стажировалась, был непреклонен: назад нельзя, только вперед!

Первым ее строительным объектом стал паркинг на Немиге. Трудовое крещение прошла на относительно невысоком кране — около 50 м. После этого доводилось строить самые разные объекты и работать на высоте более 70 м.

Значительно облегчает работу оснащенность кабины современной техникой, отмечает крановщица. На экране бортового компьютера она видит все важнейшие показатели: вес и высоту подъема груза, силу ветра, размер вылета стрелы, местоположение грузовой каретки.

Это только кажется, что крановщик в своей кабине одинок и оторван от земли. На самом деле работа у него командная. Всю смену Елена проводит с включенной рацией — переговаривается со стропальщиками. От слаженности их действий зависят качество сделанного и безопасность всей бригады.

Зачастую слышу, правда, не от коллег, что управлять башенным краном — не женская работа, — рассказывает Елена. — Многие мои знакомые не понимают, как это я не боюсь по восемь часов проводить на большой высоте. А я не то что не боюсь, а получаю от этого удовольствие. Минск с высоты птичьего полета очень красивый. Впечатляет многое — от переливов Национальной биб­лиотеки до огромных радуг над домами.

Работать на кране — большая ответственность, нужно многое одновременно держать под контролем, — отмечает Е. Акимова. — После того как груз зацеплен, следует сделать натяжку и убедиться, что он взят правильно. Самое ответственное — перенос и опускание груза. Необходимо контролировать параметры работы крана и при этом внимательно отслеживать все происходящее на земле, чтобы никого не травмировать.

Главное для хирурга — это человеколюбие

Победителем конкурса среди врачей-хирургов стал Егор Боровик, представлявший Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи.

Решение стать врачом Егор принял еще в школе. На первом курсе обучения в БГМУ без колебаний выбрал и ­будущую специальность — хирур­гию.

В больнице скорой медицинской помощи он работает уже пятый год. Здесь же проходил субординатуру и интернатуру, а первые научные работы написаны на базе клиники еще в студенчестве. Соискателем ученой степени кандидата медицинских наук проведено более 800 операций, свыше 1 000 ассистенций. В основном это операции на органах брюшной полости с применением лапароскопического оборудования.

Специалист отмечает, что мысли о работе не покидают его даже по возвращении домой.

Иногда ночью просыпаешься с какой-то новой мыслью. Главное, не полениться встать и записать, потому что из подобных идей может родиться нечто глобальное, — рассказывает Е. Боровик.

Конкурс профессионального мастерства оставил у него только положительные эмоции. Участники проявили себя опытными специалистами, а само мероприятие проходило в дружественной, позитивной атмосфере. Врачам-хирургам необходимо было показать теоретические знания, применить их на практике и выполнить ситуационное задание. Е. Боровик отмечает, что хирургия — это командная работа, поэтому победил в конкурсе не только он, но и весь хирургический коллектив клиники.

Во многом стать профессионалом ему помогли коллеги — доценты и профессора: кто-то подсказывал в практике, кто-то подталкивал изучать теорию более досконально. Сейчас врач сам делится знаниями со студентами и интернами, отмечает, что они его гордость.

Главное качество для любого медика — это человеколюбие. Никогда нельзя забывать о бесценности жизни! — подчеркивает Е. Боровик. — А хирург должен быть уверенным специалистом, что достигается путем совершенствования практических навыков и ежедневного пополнения теоретических знаний.

Тонкая работа

Как считает Виктор Циберев, хороший фрезеровщик сродни ювелиру: его изделия абсолютно точны по размерам и совершенны по форме. Авторитетному мнению следует верить. Собеседник — «Минский мастер» В. Циберев трудится фрезеровщиком инструментального цеха ОАО «Минский завод шестерен». Изготавливает инструменты для производства основной продукции. К примеру, кулачки к шестеренкам. Заготовки к ним выстроились в рядок возле станка в ожидании обработки.

Сколько таких кулачков вы можете выточить за смену? — интересуемся у ветерана труда.

Более десяти. Но не выточить, а фрезеровать, — поправляет он меня. — Не путайте с работой токаря. Крутящийся инструмент я подвожу к детали и фрезерую, а у токаря крутится деталь, которую он обрабатывает резцом.

За смену Виктор Павлович изготавливает множество различных комплектующих. Работает по чертежам и с задачей справляется просто виртуозно. И это неудивительно. За 40 лет труда выработался профессиональный глазомер.

Молодым до него далеко, — говорит начальник участка Дмитрий Скобля. — За таким мастером ничего не надо проверять, ему дано право самоконтроля. Брака практически не бывает, а изделия — высочайшего качества. Кроме того, никогда не отказывается помочь другим.

Недаром кандидатуру Циберева в этом году коллектив дружно выдвинул на городской конкурс «Минский мастер».

Один вопрос был по теории специальности, и я на него ответил сразу, — рассказывает Виктор Павлович. — А потом по чертежу фрезеровал деталь.

Что-то сложное?

Чем сложнее, тем интереснее работать. Все сделал и сдал. А о том, что стал «Минским мастером», узнал уже позже.

Разрулить обстановку

«Минский мастер» старший инспектор ДПС Александр Налетко считает, что для водителя и пешехода сотрудник ГАИ прежде всего помощник.

Интерес к транспорту, вопросам организации дорожного движения и привел Александра в Госавтоинспекцию Советского района, потом в специальное подразделение по обеспечению дорожной безопасности УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Сотрудники спецподразделения следят за безопасностью дорожного движения на таких магистралях города, как проспекты Победителей и Независимости, обеспечивают беспрепятственный проезд высших должностных лиц, встречают и сопровождают делегации. Необходимо организовать их проезд по «зеленой волне» и перекрывать движение так, чтобы при возобновлении транспорт мог быстро разъехаться.

Еще один круг задач — организация и координация движения в местах праздничных, массовых мероприятий, пресечение нарушений ПДД, работа по фактам ДТП.

Тем, кто искренне не понимает, что нарушил, терпеливо объясняю, привожу аргументы. Сразу вижу хитрость и попытки избежать ответственности. А бывает, человек за рулем погружен в свои мысли и может совершить непоправимое, если его не остановить, не побеседовать, — говорит А. Налетко.

Ему нравится, когда работа приносит результат:

Выступаем в детских коллективах на тему безопасного поведения на дороге. Ребята рассказывают это родителям и иногда даже пресекают нарушения. Как-то один человек поблагодарил за то, что научили его ребенка правильно переходить проезжую часть. Оказывается, он шел и задумался, а малыш одернул его: «Идти на красный свет нельзя!»

А. Налетко и сам отец. Со службы его ждут супруга и двое сыновей. Младшему в сентябре исполнится девять месяцев, старшему — девять лет. Вдобавок в этом же месяце девять лет назад начался путь Александра в органах внутренних дел. Вот такая магия чисел.

В отличной форме

Водитель троллейбуса Илья Макейчик знает, как одновременно уследить за дорогой, контактной сетью над головой, пассажирами в салоне и соблюсти график.

Если кратко, то рецепт представителя филиала «Троллейбусный парк № 3» ГП «Минсктранс» таков: навык, опыт и максимальная концентрация. Наших корреспондентов И. Макейчик встречает с улыбкой. На нем выглаженная форма, под стать которой и содержание: молодой человек вошел в число победителей конкурса профмастерства «Минский мастер — 2017».

Тяга к рулю у 24-летнего молодого человека с детства. На права сдал, вернувшись из армии. А в троллейбусный парк пришел благодаря случаю и другу, уже там трудившемуся. Подвез товарища на работу и сам заинтересовался ею. После прошел теоретическое и практическое обучение.

Илья работает на 47-м маршруте. Вторая дорога для троллейбуса — контактная сеть, к которой электротранспорт буквально привязан. Перестраиваться, поворачивать нужно с оглядкой не только на соседей по потоку, но и на стрелки на проводах. Проходить их следует на невысокой скорости, помня о порядке действий для смещения токоприемников влево или вправо.

Одни автолюбители, понимая особенности движения троллейбуса, стремятся помочь его водителю, пропускают. А некоторые будто не замечают общественный транспорт: могут резко перестроиться перед ним.

Еще одна проблема — авто, припаркованные близко к остановочному карману. Они мешают подать транспорт поближе к бордюру, на приемлемые 20 см от края. В результате пассажирам неудобно входить и выходить.

Прежде чем закрыть двери на остановке, осматриваюсь: часто люди бегут, прося жестами подождать. Не вопрос. Приятно, когда зайдут, поблагодарят, просто одобрительно взмахнут рукой. От постоянного напряжения, конечно, устаешь, но работа все равно нравится.

Материал подготовили Оксана Мытько, Андрей Гаврон, Каролина Губаревич и Любовь Егоренкова

 

Самое читаемое