Минск хотят превратить в обучающийся город. Как скоро это произойдет

Вместо педагогов — андрагоги, поиск курсов — через навигатора. Минск хотят превратить в обучающийся город. Как и когда это произойдет, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».

Столица планирует вступить в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО. Сегодня она объединяет более 200 мегаполисов и небольших населенных пунктов из 51 страны. Это те города, в которых общество понимает необходимость образования на протяжении всей жизни, активно учится всему и при любой возможности. Речь не только о серьезных специализированных курсах, подготовке в вузах или колледжах. Таких предложений на любой вкус достаточно и в нашей столице. Однако не всегда подобное образование доступно всем слоям населения. По разным причинам. Где-то играет роль материальный аспект, а где-то — временной. Вряд ли состоявшиеся люди, желающие, скажем, научиться готовить, пойдут получать навыки в профессиональный колледж. Подготовка там продолжительная. Нужны несложные способы получения знаний и желательно поближе к дому. А ведь учиться можно в неформальных условиях. И это эффективно. У каждого обучающегося города свои стратегия и целевая аудитория. Витебск стал первым из белорусских населенных пунктов, вступивших в эту Глобальную сеть. Здесь обратились к центрам социального обслуживания населения, ветеранским организациям. Предложили пожилым открыто делиться умениями: кто-то ас в вязании-вышивании, кто-то печет вкусные пирожки. Пенсионеры теперь проводят мастер-классы.

Каких знаний не хватает взрослым? Спойлер: и это не сфера IT

Наша столица также видит себя в Глобальной сети обучающихся городов. Реализацией проекта занимается Минский городской институт развития образования (МГИРО). Его специалисты рассказали, что уже сделано и какие новшества появятся в ближайшее время. Начали с анкетирования. Предложили горожанам рассказать, каких знаний им не хватает.

Первые результаты обобщили. Самыми востребованными оказались экономические знания. Взрослых интересует, как открыть собственное дело, вести бизнес. В топе — юриспруденция и психология, особенности межличностной коммуникации, развитие лидерских качеств, самосовершенствование и личностный рост. И только потом фигурируют английский язык и информационные технологии, уточнили в МГИРО.

Минчане могут поучаствовать в опросе и указать, каких образовательных курсов им не хватает, чему хотят научиться. Анкета — на сайте МГИРО.

На минувшей неделе в институте организовали «День обучающегося города», пригласили поучаствовать в мастер-классах по названным темам. Было очень интересно, но об этом позже. Вернемся к перспективам.

В нашем проекте мы хотим сделать акцент на уязвимых слоях населения. Доступ к образовательным услугам должен быть равным у всех. Уже запустили дистанционные семинары по IT для людей с ограниченными возможностями. Участники пробуют создавать собственные онлайн-курсы. В будущем они смогут стать тьюторами для других, — пояснили специалисты МГИРО.

Провели городской интернет-конкурс «Учусь сам — помогаю другим». Минчане присылали видео своих мастер-классов, тематические эссе. Победители получили награды. Авторы лучших онлайн-уроков станут обучать тому, что умеют сами. Конкурс помог выявить так называемых неформальных провайдеров образовательных услуг.

Еще одна прекрасная идея, которую Минск намерен реализовать, — создание навигатора образовательных услуг.

Минчанами займутся андрагоги

Практика показывает: найти тех, кто хочет научиться новому, не проблема. Хуже обстоят дела с преподавательскими кадрами, с теми, кто готов работать со взрослой аудиторией. Сегодня в университетах мира можно получить довольно новую для нас специальность — андрагог. Это наставники, обучающие взрослых.

О необходимости таких учителей мы говорим довольно давно. Пока же с таким контингентом слушателей работают на основе общепедагогической практики. Но подходы нужно применять совершенно иные. Андрагог должен опираться прежде всего на опыт взрослого человека. Например, не начинать с теории, ведь тот, кто пришел на курсы, уже имеет за плечами определенный багаж. Также следует делать акцент на практикоориентированность. Слушателю важно здесь и сейчас применить полученные навыки, считают в институте.

К счастью, специальность «андрагог» уже внесена в белорусский квалификационный справочник. Разработана программа подготовки и переподготовки по этому направлению. Она включает и перечень компетенций, которыми должен обладать учитель для взрослых.

Мы планируем начать подготовку первых андрагогов, — отметили специалисты МГИРО.

«День обучающегося города»

Для минчан организовали бесплатные мастер-классы по направлениям, которые они выбрали сами. Мы заглянули на несколько из них и отметили плюсы неформального образования.

***

Помните, в 1990-е при ЖЭС работали бесплатные кружки по рисованию, лепке из глины, соломоплетению? — обратилась к слушателям художник и педагог Наталья Жигамонт. — Позже эти структуры, находившиеся в шаговой доступности, упразднили. А ведь ходили туда и дети, и пожилые. При этом никто не говорил о приобретении серьезных профессиональных навыков. Занимались для души. Сегодня объединений по интересам и курсов достаточно, но стоит учитывать материальный аспект. За многие нужно платить.

Это фрагмент мастер-класса «Семейные эмоциональные коммуникации». Ведущая занимается арт-терапией. Она считает, что искусство помогает наладить общение в кругу близких. Поэтому погружаться в культуру надо любыми способами. Предлагает проводить занятия в музее. Совет для родителей: сделайте для ребенка книжные закладки с изображением произведений искусства. Нет-нет, да и поинтересуйтесь между делом у сына или дочери, что изображено на картине, какие чувства она вызывает. Ребенок расскажет. Более того, не о картине, а о себе.

***

Глеб, что вы чувствовали, когда оказались в этой ситуации?

Я расстроился, ведь готовился весь вечер. И учитель постоянно придирается.

Какое решение конфликта видите?

Попытался бы еще раз написать контрольную и доказать, что у меня хорошие знания.

Этот диалог мы подслушали на мастер-классе по медиации. Перед слушателями разыграли ситуацию, типичную в школьной жизни: ученик посчитал, что ему занизили отметку. А педагог настаивает, что всё по заслугам.

Ведущий параллельно рассказывает, как использовать технологии примирения для решения конфликта. Бесспорно, полезный навык.

Справочно:

Проект обучающегося города Минска реализуется при поддержке Представительства зарегистрированного общества Deutscher Volkshochschul-Verband e.V. (Федеративная Республика Германия) в Республике Беларусь.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ