Нам поздно жить воспоминаниями: знаменитые кафе и рестораны Минска, которых больше нет
О знаменитых кафе и ресторанах, которых больше нет на карте города, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Кафе «Бульбяная», проспект Независимости, 53
Оно открылось в 1958 году. На протяжении многих лет это заведение — достопримечательность столицы.
Хотя бы потому, что если гость издалёка приехал, его непременно сюда вели. А как же! Где еще было и тот самый драник отведать, и мачанку, и картошечку с мясом в горшочке? Простой и скромный интерьер, добротная белорусская кухня, теплый прием — все это помнят гости кафе прошлых лет. Оно было, извините за журналистский штамп, одной из визитных карточек города. Конечно, как и у многих предприятий, у «Бульбяной» были свои периоды взлета и упадка.
Журналисты постарше наверняка вспомнят о, не побоюсь этих слов, историческом визите в это заведение общепита минского градоначальника Михаила Павлова. Десять с лишним лет назад это произошло. Вместе с другими руководителями городской администрации он, что называется, без предупреждения зашел сюда пообедать. С ними и корреспондент нашей газеты. То, какой прием оказали «простым» посетителям, как обслужили, а потом и то, что увидел Павлов на кухне, его, мягко говоря, не порадовало. И чуть ли не на следующий день «Бульбяная» закрылась на длительный, почти трехлетний ремонт. Но все же в 2008-м открылась, встретив посетителей обновленными интерьерами, качественным современным обслуживанием. Трудно сказать, что случилось потом. Ресторанный бизнес — один из самых трудных, и, однажды сдав в нем позиции, восстановить их крайне трудно, порой невозможно. Как бы там ни было, но «Бульбяная» не устояла под агрессивным натиском зарубежного сетевого общепита и уже в 2011-м исчезла из перечня минских рестораций. Сейчас здесь пироговая немецкой сети «Штолле».
Кафе «Весна», проспект Независимости, 18
Открылось в столице несколько раньше, чем «Бульбяная», весной 1954 года, и почти всегда соперничало с ней по популярности.
Частной собственности, как вы понимаете, в СССР не было и быть не могло, и потому «Весна», как и любая организация или предприятие, входила в определенную структуру. Название у той примечательное — Белорусский республиканский трест показательных (выделено автором) ресторанов. Уж коли показательных, следовало соответствовать. «Весну» к тому обязывало и место расположения — в самом центре города, в парадной его части, на проспекте Сталина, как тогда назывался проспект Независимости. Да еще прямо напротив — здание самых могущественных в СССР организаций: республиканских МВД и КГБ. Ну как заглянут на огонек обитатели тамошних кабинетов? С такими посетителями не забалуешь, холодным супом не накормишь. И «Весна» соответствовала. Долгое время славилась она на весь город и своим роскошным для тех лет интерьером с колоннадой, и отменным обслуживанием, и широким выбором блюд… Многим минчанам особенно нравились выпечка и пирожные, которые тут и готовили. И если название этого заведения не отличалось местным колоритом, то внутри об этом тотчас напоминал одетый в белорусские вышиванки персонал. Одно время «Весна» практиковала и новаторскую по тем временам форму обслуживания — доставку за отдельную плату обедов на дом.
Как и у ряда других знаковых заведений нашего города, дела в этом кафе пришли в упадок в 1990-е. После менялись над входом вывески, а внутри интерьеры, меню, и теперь уже ничто не напоминает о былой славе «Весны». Сейчас здесь ресторан паназиатской кухни «Шикари».
Ресторан «Каменный цветок», улица Толбухина, 10

Единственное в 1970-х годах заведение Минска, где каждый вечер выступали артисты варьете.
Здание под этот ресторан в институте «Белгоспроект» спроектировали еще в 1964 году. Но реализовать замысел архитекторов удалось только в начале 1970-х.
Заведение едва ли не с первых дней приобрело статус фешенебельного, престижного. Чтобы заказать столик на вечер выходного дня, требовалось прийти сюда заранее, да еще и выложить 25 рублей за культурную программу. Деньги по тем временам немалые, примерно четверть средней зарплаты. А ведь как минимум еще столько же требовалось отдать за еду и напитки. Но те, кто посетил ресторан, в один голос уверяли: оно того стоит.
«Каменный цветок» привлекал и своей необычной для Минска архитектурой — здание в виде шайбы со стеклянными окнами-стенами. Внутри оригинальное мозаично-лепное оформление, темно-бордовые шторы, создававшие атмосферу роскоши и немножко заграничного шарма.
В 1980-х «цветок» переделали: исчезли стеклянные витражи, вместо них воздвигли декорированную бетонную стену с маленькими окошками-бойницами под крышей. А потом наступили все те же 1990-е… Почти 15 лет простояло здание популярного ресторана в ожидании ремонта. Попытки реанимировать его предпринимались неоднократно. Но тем, кто становился собственником, все время что-то мешало: то мировой финансовый кризис, то нежелание (и вполне правильное) городских властей отдать здание под казино… Примерно два года назад здесь открылся ресторан китайской кухни «Панда».
Коктейль-бар «Ромашка», проспект Победителей, 7
В 70–80-х годах прошлого столетия — одно из самых популярных мест досуга молодежи в нашей столице.
Первый этаж занимал одноименный магазин по продаже всевозможных сладостей, а коктейль-бар размещался на втором, куда вела винтовая лестница.
Попасть туда в вечернее время было крайне затруднительно несмотря на то, что за вход следовало заплатить 3 рубля. На эту сумму счастливчику наливали по его выбору пару коктейлей. В «Рюмашке», так окрестили это питейное заведение минские острословы, большим спросом пользовался напиток под названием «Нежный» — водка с апельсиновым или мандариновым соком. Надо думать, привлекали посетителей не только его крепость, но и невысокая цена — что-то около 1 рубля. А уж если позволяли средства или хотелось шикануть, брали самый дорогой — «Казачок»: коньяк, сухое вино и маринованная слива в довесок. За него в «Ромашке» просили те самые входные 3 рубля. Любопытно, что в лексикон советских граждан слово «коктейль» вошло на рубеже 1950–1960-х годов. Смесь из разного рода спиртных напитков можно было попробовать тогда во многих магазинах, торговавших алкогольной продукцией в розлив, порюмочно. Так, например, был очень в ходу микс «Белая ночь». Такое лирическое название дали смеси коньяка и шампанского.
«Ромашка», несмотря на юный по сравнению с «Весной» и «Бульбяной» возраст, также не смогла удержаться на плаву. И напоминает о ней ныне лишь название торгующего одеждой дисконт-центра. А первый этаж сохранил прежнее назначение — сейчас здесь фирменный магазин фабрики «Коммунарка».
Кафе «Березка», проспект Независимости, 40
Название этого знаменитого минского кафе сохранилось, но внутри — заведение зарубежной сети ресторанов с кальянной и табличками на английском.
В отличие от других популярных заведений минского общепита времен СССР, история «Березки» примечательна особо. Место у нее — центральнее некуда: площадь Победы. Поначалу, вскоре после войны, здесь действовал первый минский автосалон, в витринах которого стояли «Победы», «Москвичи» и роскошные «ЗИМы». Но уже в 1958-м в знаменитом полукруглом доме открылось первое в столице кафе-автомат. То было следствием впечатлений, полученных лидером страны Никитой Хрущевым во время визита в США и знакомства с тамошней организацией общественного питания. Тогда во многих крупных городах Союза стали появляться автоматы, разливавшие газированную воду, пиво, вино, выдававшие газеты и открытки. Были даже агрегаты по продаже бутербродов. «Березка» быстро стала очень популярной у минчан. За умеренную плату всякий страждущий мог «автоматически» получить здесь добрый стакан вина и кусок хлеба с сыром или колбасой. Надо сказать, что техника, удовлетворявшая скромные запросы трудящихся, была далека от совершенства. Вот реальный эпизод тех лет, как говорится, из первых уст. Подходит к автомату с вином некий гражданин, опускает в щель монетоприемника монетку и с вожделением поглядывает на стакан. Аппарат издает нечленораздельные звуки, но наполнять подставленную емкость не спешит. Гражданин опускает еще одну монетку… Результат тот же. Кто-то советует: «Постучи». Совет тут же претворяется в жизнь со всем усердием. Автомат не выдерживает подобного обращения и… начинает бесперебойно выдавать живительную влагу к вящей радости всех присутствовавших.
Когда автоматизацию советского общепита потихоньку свернули, «Березка» в 1967-м стала обычным кафе-рестораном. Каких-то особых впечатлений о ее кухне в те и последующие годы ни самому припомнить, ни услышать от других не удалось. Надо думать, клиентов здесь ждали, в основном уповая на месторасположение — с видом на монумент Победы и Вечный огонь. Запомнилось лишь, что заведение это уже в новейшей истории не единожды перестраивалось, меняло стиль обслуживания, становясь то бистро, то рестораном. И теперь предстало в новом качестве. Снаружи осталось лишь близкое минчанам-старожилам название «Березка», а внутри — заведение сети Golden Coffe.
Фото Тамары Хамицевич