Минск музыкальный: экскурсия по сценам и закулисью разных эпох

Какая музыка звучала в старину в Минске, где жили выдающиеся композиторы и исполнители и что делает наш город музыкальным, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» во время Феста экскурсоводов.

Экскурсию «Минск музыкальный: сцены и закулисье разных эпох» организовал фаготист и дирижер, руководитель ансамбля солистов «Вытокі», исследователь истории белорусской музыки Алексей Фролов. Помимо яркой и успешной музыкальной деятельности он еще увлекается краеведением и с удовольствием проводит экскурсии по Минску и Беларуси.

Место встречи – у фонтана в Александровском сквере. Интерес к мероприятию проявили в основном дамы. Собралось человек 40.

Алексей Фролов поприветствовал всех и начал рассказ с истории и закулисья Купаловского театра.

Именно сюда, под навес у паркового фасада, перед спектаклями и после них, во время репетиций приходят артисты выкурить сигаретку, выпить чашечку кофе. И это закулисье доступно всем горожанам. Как Купаловский театр связан с музыкой? Дело в том, что в 1890-х годах, когда он открылся, здесь была и музыкальная сцена – ставили не только драматические спектакли, но и оперетты, оперы. Выступал городской оркестр и гастролеры. Недавно выяснилось, что тут работал известный французский композитор Жюль Массне, – погружает в историю экскурсовод.

Обращает он внимание слушателей и на другие здания на Октябрьской площади: Дом офицеров, Дворец профсоюзов, которые также имеют богатую музыкальную историю. Особая честь – оперной диве Ларисе Александровской, фигура которой возвышается на фасаде Дома профсоюзов.

Сейчас я вам покажу и расскажу, где жил и творил выдающий белорусский композитор Николай Аладов. Пойдемте, – приглашает следовать за собой А. Фролов и ведет к перекрестку ул. К. Маркса и Энгельса. Оказывается, квартира Аладовых расположена в доме наискосок от Купаловского театра.

Следующая остановка – на ул. К. Маркса возле доски в честь Франциска Скорины.

Эпоха Скорины – пора выдающихся достижений в сфере культуры в нашей стране, – отмечает гид и обстоятельно рассказывает о тех временах, людях и событиях, а также о зарождении белорусской музыкальной культуры в эпоху Средневековья и Ренессанса.

В советские годы считалось, что белорусская музыка появилась только в начале XX века. Представляете, каким грандиозным открытием стал сборник танцев и канцон XVI–XVII веков «Полоцкая тетрадь». Ее нашел в 1960-х годах профессор Адам Мальдис в старинном униатском служебнике, который находился в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове. Он привез ее в Беларусь. Так сложилось, что по идее Владимира Короткевича он передал эти ноты ансамблю старинной музыки «Кантабиле», одним из основателей которого был мой отец, – отмечает Алексей Фролов.

О музыке он готов рассказывать часами, но у экскурсии свой регламент, и мы двигаемся дальше, к дому № 17 на ул. Ленина, где установлена мемориальная доска народному артисту БССР, композитору и педагогу Анатолию Богатыреву.

Отдав дань уважения этому выдающему музыканту, идем «в гости» к другим артистам – цимбалисту, дирижеру, композитору и педагогу Иосифу Жиновичу и актрисе театра и кино Стефании Станюте.

В свое время они жили в доме, что рядом с ГУМом, о чем свидетельствуют мемориальные доски.

Далее мы быстренько пробегаем по ул. Комсомольской. Алексей отмечает, что до войны в Клубе им. Дзержинского бурлила яркая музыкальная жизнь, и останавливается возле кинотеатра «Победа».

Здесь в довоенные годы между сеансами выступали ансамбли, – подчеркивает гид.

А потом история этого места уносит нас в эпоху Ренессанса и раннего барокко. В XVI веке в этих кварталах располагались и Евангелическая реформатская церковь, и католические соборы с монастырями. Музыка в их жизни играла не последнюю роль.

Евангелические священники вместе с прихожанами исполняли песнопения. Тогда же появились в Беларуси первые печатные ноты, сборники песнопений – канционалы. При финансировании Николая Радзивилла Черного был издан в 1558-м первый в Восточной Европе нотный сборник «Брестский канционал», – отмечает А. Фролов и предлагает переместиться в эпоху позднего барокко.

И мы идем к площади Свободы, останавливаемся у гимназии-колледжа при БГАМ, где растят юных талантов.

Экскурсовод рассказывает, что в этом районе практически каждый уголок имеет музыкальную историю. Так, в XIX веке на месте гостиницы «Европа» стоял первый Минский городской театр, рядом красуется Академия музыки, в доме № 2 на ул. Ленина размещался Союз композиторов Беларуси, во дворце Пшездецких (ныне Художественная галерея М. Савицкого) устраивали музыкальные вечера, на которых бывал сам Михал Клеофас Огинский.

А уж какая насыщенная музыкальная жизнь была в храмах Верхнего города, ведь во многих из них действовали органы, хоры и даже инструментальные капеллы. В этом мы убеждаемся, заглянув в Кафедральный костел Пресвятой Девы Марии, чтобы полюбоваться органом. Жаль, услышать его не удалось, зато Алексей рассказал много интересных исторических фактов о самом костеле.

Не смог он пройти и мимо ратуши – поведал ее историю, в том числе и музыкальную. Узнали мы и о творчестве гениального композитора Станислава Монюшко, побывали возле дома № 3 на бывшей ул. Доминиканской (теперь Энгельса), где он жил в детстве.

Далее мы переместились в Музыкальный переулок, к Музею истории театральной и музыкальной культуры.

Наше путешествие завершается именно здесь, что весьма символично, но о музыке можно еще долго говорить. Вот рядом музей «Дом Ваньковичей», где выступали именитые артисты, в Музее истории театральной и музыкальной культуры представлена уникальная экспозиция документов, нотных рукописей и инструментов, а на том берегу Свислочи, к сожалению, из-за новостроек не видно, красуется Большой театр оперы и балета, а дальше – филармония, Музыкальный театр… Так что музыкальная панорама столицы гораздо шире, чем мне удалось вам показать, – резюмировал Алексей Фролов и откланялся.

Люди не спешили расходиться, благодарили гида и задавали ему вопросы, несмотря на то что экскурсия длилась 3 часа!

Фото автора

Самое читаемое