«Минск окружен зеленым кольцом». Где можно отдохнуть на природе в радиусе 30–50 км от столицы
Для восстановления сил горожане часто на выходные выезжают на природу. Какие заказники можно посетить в радиусе 30–50 км от Минска и чем они примечательны – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Секрет идеального города
— Еще в 1970-е годы была разработана концепция Минска как идеального города для жизни людей, — пояснил заведующий сектором заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Владимир Устин. — Для этого создали водно-зеленый диаметр столицы, а вокруг нее сформировали зеленое «ожерелье» из наиболее ценных и важных для жизни города лесных массивов.
По словам ученого, их главная задача — очистка атмосферы и формирование благоприятного микроклимата Минска. Воздушные массы преимущественно движутся через территорию столицы с запада на восток. Поэтому леса с западной стороны обеспечивали приток чистого воздуха в город. А зеленые массивы с востока необходимы, чтобы очищать воздух, приходящий из промышленных зон Минска.
Другая важная задача зеленого кольца — рекреационно-оздоровительная. Город и его население росли, и люди для восстановления сил выезжали отдохнуть на природу: подышать свежим воздухом в лесу, пособирать грибов и ягод, посидеть с удочкой у водоема и искупаться.
Эти зеленые массивы сохранились и сегодня. С конца 1980-х и до 2000-х большинство из них объявили заказниками республиканского и местного значения.
Конкурент Беловежья
В радиусе 30 км от Минска расположены заказники «Подсады», «Тресковщина», «Прилепский», «Юхновка», «Волмянский», «Глебковка», «Стиклево». В развилке дороги Р1 — массив Прилукского, а в Мачулищах — Соколиный, чтобы сохранить там популяцию краснокнижных соколов — пустельги обыкновенной.
— Наши исследования показывают: эти заказники представляют интерес и как природоохранные территории, — отметил ученый. — Это не просто лес. Там есть краснокнижные виды растений и животных, выделяются типичные и редкие биотопы. Эти территории также поддерживают гидрологический (водный) режим и формируют природную среду на местности.
В 40–50 км от Минска — заказники «Купаловский» и «Белая Русь». Это излюбленные леса у грибников. На том же удалении и Налибокская пуща. В. Устин считает, что жители столицы, выбирая место для отдыха, могут ориентироваться именно на этот зеленый массив благодаря его близости к Минску. Всего час пути на машине, и вы там. Налибокская пуща способна конкурировать со знаменитой Беловежской за счет сочетания различных экосистем: мозаичного рельефа, старовозрастных лесов, речных долин и пойм — здесь берут начало более 20 рек. Отдельные участки рек очень быстрые, их используют для сплавов на байдарках. Вокруг Налибокской пущи создавали экотуристические кластеры, и там обустроены места для ночлега и питания. В этом заказнике есть микропопуляция зубров, туда вселили и дикую тарпановидную лошадь. При посещении пущи можно издалека посмотреть на этих животных.
Недалеко от столицы и большое количество родников, которые переданы под охрану как памятники природы. Например, «Святые криницы» в Минском районе, на правом берегу реки Удры. По легенде, там на холме стоял храм, позже провалившийся под землю. Тогда и появились святые криницы. Сегодня это очень красивая природная территория со щадящим благоустройством и с выполненными из дерева объектами.
Устав лесного «монастыря»
Выезд на отдых в заказники — это хорошо. Но как не навредить природе массовым нашествием людей? Ведь нередко мы после себя оставляем в лесу и у водоемов мусор, вытаптываем растения, устраиваем стихийные костровые площадки. Из-за таких отдыхающих флора становится израненной и обугленной. Кроме того, фактор беспокойства несет животному миру угрозу.
— Во время размножения, в том числе гнездования и выведения потомства, животным очень важен покой, — подчеркнул ученый. — Здоровые дикие представители фауны при появлении человека в лесу постараются уйти от него подальше. Но при этом детеныши будут долго сидеть голодными, дожидаясь возращения матери. Поэтому, приходя в любую природную среду, нужно вести себя спокойно и не приближаться к местам гнездовья или логова зверей.
По словам В. Устина, большинство любителей отдыха на природе ведут себя тихо, стараясь отдохнуть от городской суеты. Но есть те, кому нравится именно «техношум»: они выезжают в лес или на водоемы, чтобы на природе оторваться по полной. Однако в лесу есть обитатели с собственным суточным ритмом жизни. Им нужно и пищу добыть, и вырастить, прокормить, защитить потомство, и подготовиться к зимовке или миграции. Ведь выживание в дикой среде — очень сложный процесс.
— Человек — суть от сути природы, — уточнил собеседник. — Попадая в дикую природную среду, мы восстанавливаемся под воздействием ее волновых колебаний. Поэтому жить с ней в мире людям нужно и можно. Два года назад мы выполняли работы по преобразованию заказника «Подсады» рядом с Раковом. Наши исследования подтвердили, что там большое количество краснокнижных видов. Их популяции стабильны и устойчивы, несмотря на довольно урбанизированную прилегающую территорию. Заказник имеет запас прочности и обеспечивает сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
115 000 лет назад
Итак, откуда же начать тур на природу? Один из уникальных объектов находится под Заславлем. Там обнажили пласт муравинского межледниковья. В нем очень хорошо сохранился слой древнего торфа, образовавшийся между двумя последними ледниковыми периодами. В то межледниковье климат был теплее, чем сейчас. Тогда тоже существовали болота, в которых накапливались торфяные массы. Однако растительные и животные остатки, которые в них попадали, не разлагались, а постепенно консервировались. Потом на территорию Беларуси пришел последний ледник. Он перекрыл собой эти пласты и заморозил их. При отступлении ледника талые воды нанесли сверху слой песка. И в торфяных пластах все сохранилось.
— Этот межледниковый слой под Заславлем был вскрыт еще в 1979-м. С того времени ученые нашли в его толще множество остатков растений, семян, спор и пыльцы, а также другие природные артефакты, — рассказал В. Устин. — Конечно, копать и добывать древности там нельзя. Но никто не запрещает спуститься по обрыву, аккуратно посмотреть природные ископаемые и даже потрогать их. А им может быть от 75 тыс. до 115 тыс. лет. Живая машина времени! В прошлом году мы выезжали на этот объект с заславскими предпринимателями. И когда они его увидели, у них загорелись глаза: «Мы все рвемся за впечатлениями за границу, а в 100 м от нашего производства такие реликтовые сокровища!» В Беларуси немало уникальных памятников природы, и, если их беречь, они удивят самых искушенных путешественников.