Минск от-кутюр? Как появилась мода в столице
Листая ленты социальных сетей, то и дело натыкаешься на фешен-инфлюенсеров, стилистов и модниц, если оторвать глаза от экрана, можно заметить сотни красиво одетых парней, девушек, мужчин и женщин на улицах столицы. Город кишит стильными тенденциями и изяществом. Всегда ли так было и как появилась мода в столице, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Из глубины столетий
Белорусские города упоминаются в летописях с IX века — тогда же и начинает развиваться мода. Археолог Людмила Дучиц в книге «Костюм жителей Беларуси X–XIII вв.» пишет, что летняя одежда горожанок шилась в основном изо льна, зимняя — из овчины, козьей и медвежьей шерсти. Византия поставляла шелк, а с запада привозили сукно. Из украшений женщины предпочитали стеклянные кольца, разнообразные бусы и колты.
В XIII — первой половине XIV века белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, и это, несомненно, повлияло на стиль местных жителей. Знатные дамы носили хитон голубого или красного цвета, подол которого украшался драгоценными камнями, золотой тесьмой или бахромой с жемчугом. Если костюм знати ВКЛ развивался в русле европейской дворцовой моды, то одежда служилой шляхты в XVI–XVIII веках сохраняла восточно-византийские черты. Для нее характерен длинный расширенный книзу от линии талии силуэт.
— В XVIII веке господствующим стал стиль рококо. Платья того периода имели глубокое декольте, жесткий корсет (чтобы туго затягивать талию), узкие до локтя рукава, украшенные внизу пышными оборками из кружева, и широкие юбки на каркасе из китового уса, — рассказала кандидат искусствоведения, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и костюма БГАИ Галина Мешкова. Собеседница работала художником-модельером в Доме моделей с 1976 по 1996 год.
В начале XIX века аристократки вдохновились греческим стилем: носили платья свободного силуэта с пояском под грудью. Но уже в середине столетия вернулись к нарядам из сформированного корсетом лифа и пышной на обручах юбки.
Вплоть до ХХ века белорусы просто следовали за остальным миром: избавлялись от корсетов, изменяли фасоны одежды в пользу удобства и качества.
Тон задавал Дом моделей
После Великой Отечественной войны необходимо было поднимать экономику и… одевать население. Началось бурное развитие легкой промышленности: заработали швейные фабрики, льнокомбинаты и т. д.
На территории нашей республики расцвет модной индустрии можно связать с появлением первого модного дома в 1948 году.
— Белорусская мода жила в Минском доме моделей. Именно там художники-модельеры и конструкторы создавали кутюрные коллекции, задавали тенденции в одежде и решали, как должна выглядеть современная женщина, — отметила Г. Мешкова.
В те времена на предприятиях не было штатных дизайнеров — заказывали образцы одежды и лекала в Доме моделей. Художники-модельеры вместе с конструкторами разрабатывали коллекции на год вперед. После отшивали образцы и презентовали их на художественных советах. Каждую вещь утверждал главный художник, потом изделия показывали руководителям фабрик. И только после этого все отправлялось в производство. За год дом выпускал до 600 образцов одежды.
Общесоюзный Дом моделей располагался в Москве. Там минские мастера и узнавали тенденции моды на ближайшие сезоны: смотрели коллекции и приобретали методическую литературу по современному конструированию и технологиям. В соответствии с увиденными трендами и разрабатывалась одежда для белорусских предприятий.
— Все отшивалось по заданному стандарту. Если ширина плеча увеличивалась на 2 см, то никто не делал ее естественной. Длина платья в сезоне была единая у всех, — рассказала Г. Мешкова.
Зарубежные тренды просачивались на территорию СССР вместе с фильмами, книгами и журналами. Однако отечественные художники-модельеры не подстраивались под эти веяния, а создавали авторские коллекции — каждую тенденцию трактовали в новом прочтении.
— Минский дом моделей входил в тройку лучших на территории СССР. Его коллекции наравне с московскими и ташкентскими презентовались в Китае, Франции, Германии и других странах, — подчеркнула собеседница.
В 1970-х в Беларуси начала развиваться своя школа дизайна. До этого освоить профессию художника-модельера можно было в Москве или Ленинграде. Сначала кафедра дизайна открылась на базе Белорусской академии искусств, откуда уже в 1971 году выпустились первые модельеры. Позже аналогичные кафедры появились в БГУ, ВГТУ и др.
На фестивальных подиумах
В 1990-е стали организовывать фестивали моды для молодых дизайнеров. Одним из первых был «Белая амфора» в Витебске (1995 год). На его сцене о себе заявляли не только белорусские кутюрье, но и их коллеги из России, Германии, Италии и других государств. Например, в 2007-м молодой модельер Саша Томсен из Берлина произвел настоящий фурор: он вывел на подиум панк-бабушек с рваными чулками, металлическими цепями, вышитыми на платье черепами и т. д.
«Белая амфора» всегда удивляла зрителей. В 2005 году, например, организаторы придумали новую номинацию Fashion dog — для привлечения зрителей: четвероногие модели-собаки вели себя по-разному, поэтому показы были не только милыми, но и непредсказуемыми. В одном из изданий тех лет описывали это так: «Забавные мопсы, которые представляли коллекцию «Тюбики», на подиуме чувствовали себя как дома. Изящная собачка породы китайская хохлатая дефилировала, как настоящая манекенщица. Таксы дружно облаяли надоедливых фотографов, а огромный бордосский дог в костюме «секьюрити» поверг зрителей в трепет одним своим взглядом».
В Минске появился и собственный инкубатор молодых дизайнеров — фестиваль-конкурс моды и фотографии «Мельница моды». Он стал преемником существовавшего с 1992 по 2000 год конкурса «Супермодель Белоруссии». В 2001-м формат кардинально изменился: конкурс превратился в площадку, где в мастерстве соревнуются дизайнеры и фотографы, а также объединил тех, кто создает модные тенденции, и тех, кто им следует. Свои творения на подиуме «Мельницы моды» демонстрировали и белорусские, и зарубежные модельеры. Участие в конкурсах принимали воспитанники школ моды из Берлина и Парижа, студенты Европейского института дизайна (Милан), лауреаты международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт», который проходил в Москве.
Трансграничной «Мельница моды» остается до сих пор: в 2024 году на фестивальном подиуме свои коллекции представили дизайнеры из России и Казахстана.
С появлением профильного образования стали открываться отдельные дома моды, не входившие в общесоюзный. Со временем и на предприятия начали приглашать дизайнеров, которые разрабатывали коллекции для производств. К слову, модному возрождению способствовало развитие текстильной промышленности. На территории Беларуси функционировали Оршанский льнокомбинат, Слонимская камвольно-прядильная фабрика, Могилёвский шелковый комбинат и другие.
Что принесло новое тысячелетие
Минский дом моды несколько раз переименовывался: Белорусский республиканский дом моделей, Белорусский центр моды. Сейчас он называется Центр моды.
— В нулевых наши дизайнеры регулярно посещали текстильную выставку Première Vision в Париже, CPD (Collection Première Düsseldorf) в Дюссельдорфе и другие. Мы проходили обучение у европейских кутюрье и старались применить их принципы у себя, — рассказала главный художественный руководитель и ведущий дизайнер Белорусского центра моды с 2000 по 2014 год, член Белорусского союза дизайнеров, руководитель дизайн-центра ОАО «Камволь» Эльвира Жвикова. — Параллельно делали подиумные коллекции: два раза в сезон центр проводил модные семинары, приглашал спикеров из Германии, России и других стран. Выпускали мы и лимитированную линию из дорогого французского текстиля «Шик».
В то же время центр организовывал тематические проекты. Вместе с концерном «Беллегпром» работники модного дома инициировали фестиваль «Лён». Так, в 2009-м главной его задачей было показать не только новые дизайнерские решения, но и привлекательность белорусского льна. Еще одна нестандартная идея, которую реализовали в те годы, — создание фестиваля искусственного меха. Тогда все модницы мечтали о норковых шубах в пол, однако белорусские дизайнеры предложили свежее решение — экошубы разных фасонов и расцветок. Фестиваль произвел фурор среди столичных модников.
Белорусы заявляли о себе и на российских модных площадках. Так, в 2005-м показ Ольги Самощенко, посвященный современной женщине и ее изысканному вкусу, стал сенсацией российской недели моды. Тогда же на Moscow Fashion Week дефилировали модели в одежде Елены Цокаленко.
— К 2010 году модные недели появились и в Минске: организовывали показы Belarus Fashion Week, параллельно во Дворце искусства проходили минские недели моды. Они стали логическим дополнением и продолжением развития модной истории в Беларуси, — отметила Э. Жвикова. — Также появился проект Ирины Николаевой Brands Fashion Show, чьи показы всегда были очень эффектными, а площадки — масштабными. В тот же период многие бренды начали организовывать свои авторские показы.
Белорусская фешен-жизнь была достаточно насыщенной до пандемии. Но то драматичное событие перевернуло взгляд на стиль: недели моды проводились онлайн, яркие костюмы сменили удобные и свободные, стала популярной digital-одежда, продажи на реальные вещи снизились, а некоторые марки и вовсе не смогли пережить таких событий — завершили свою деятельность.
Таланты держат небо
В 2024-м мода в Беларуси обрела второе дыхание. Минск по-прежнему остается модной столицей. Именно здесь проходят главные фешен-события страны. Так, в ушедшем году проводились Belarus Fashion Week, Brands Fashion Show, Belarus Fashion Art Week, финал «Мельницы моды», выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой промышленности BelTexIndustry и др. С каждым годом открывается все больше торговых пространств с одеждой от белорусских дизайнеров, появляются новые фешен-проекты.
Школа дизайна в Беларуси сейчас очень сильная. Много талантливых модельеров ежегодно выпускает Белорусская государственная академия искусств. Не уступает в подготовке таких кадров Витебский государственный технологический университет. Множество брендов из других областных городов также заявляет о себе как на своих площадках, так и в столице.
— Мода набирает обороты благодаря не только сильной школе дизайна, но и пулу текстильных предприятий, который удалось сберечь концерну «Беллегпром». У нас сохранились комбинат «Камволь», где с 2023-го запущено суконное производство, Оршанский льнокомбинат и Барановичский хлопчатобумажный комбинат, компании «Моготекс», «Лента». Все они являются важной частью модной индустрии. В том, что эти компании сегодня находятся на рынке и их продукция востребована, я считаю, большая заслуга и государства, и руководства концерна, — резюмировала Э. Жвикова.
Они производят ткани всех видов и трикотажные полотна, пряжу, домашний текстиль, белье, чулочно-носочные изделия, кожевенную и текстильную галантерею, обувь, фурнитуру, а также одежду — от детской и молодежной до делового стиля и со специальными свойствами.
При этом модный рынок не ограничивается продукцией государственных предприятий, появляется все больше форм представления одежды в Беларуси: коммерческой, дизайнерской, авторской, готовой. И это радует. Ведь чем больше форм, тем больше возможности у покупателя ознакомиться с нашим белорусским продуктом и сделать для себя выбор.
По-прежнему кутюрье из Беларуси покоряют международные подиумы. Так, в сентябре 2024-го на Paris Fashion Week свою авторскую коллекцию представила минский дизайнер Алёна Ацапкина. Модели дефилировали в костюмах из кружева, бархата, меха, декорированных крупными кристаллами. В марте того же года в сердце Франции на Неделе моды свадебные наряды изо льна представила Наталья Минина. В феврале впервые белорусам покорилась и New York Fashion Week: на подиуме дефилировали модели в одежде Екатерины Ващилко. А коллекция скульптурных корсетов от Ирины Ромбальской и одежды от Татьяны Ефремовой гастролировала во Франции, России и даже презентовалась на China Fashion Week!
Сегодня белорусская легкая промышленность — это около 2 000 предприятий и более 80 000 работников.
Фото Алексея Столярова, Ирины Малиновской и из архива собеседников
Читайте также:
- «Это женский рай!». Блогеры посетили крупное предприятие в Минске во время «Марафона единства»
- В царстве нежности и кружев: блогеры «Марафона единства» продолжают посещать столичные предприятия
- Казнь Пугачёва, опасные опыты с анестезией, Харатьяну — 65. Этот день в истории: 21 января
- ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. О чем «Похороны гимназистки» Льва Альперовича
- Фотофакт: рождественский модный показ организовали в Национальной школе красоты