Минск — разноликий. В нем живут представители примерно 140 национальностей.
Гостеприимная белорусская столица стала домом для русских и поляков, украинцев и евреев, татар и литовцев, грузин и армян. И все они здесь соседствуют в мире и согласии. Где встречаются, как отмечают национальные праздники и сохраняют культурное наследие, агентство «Минск-Новости» рассказывает в проекте «Минск толерантный».
У супругов Ркии и Бурганутдина Гаязовых удивительная судьба. Они и не подозревали, что жизнь забросит их за тысячи километров от родины. Не думали, что будут кочевать по всесоюзным стройкам Сибири, Дагестана, Узбекистана и найдут душевный покой в белорусской столице.
Ркия и Бурганутдин родились в селе Черки-Дюртели, что в Буинском районе Татарстана. Жили по соседству. Вернувшись из армии, Бурганутдин стал приглядывать себе невесту.
— Привел Ркию в дом и объявил женой, — рассказывает глава семьи. — В тот же день мулла провел никах — мусульманский обряд бракосочетания. Вот такая у нас была свадьба.
По татарской традиции торжество продолжалось почти неделю. В каждый из дней отдельно приглашали дедушек, бабушек, супружеские пары, друзей жениха и невесты и, конечно, начальство колхоза. Несмотря на то что жили весьма скромно, для гостей ничего не жалели: зарезали барашка, нагнали самогона, наготовили национальных яств — домашней лапши, беляшей, картошки с мясом, пирогов со всевозможными начинками.
— После войны было тяжело, — вспоминает Ркия. — Я работала дояркой. За трудодни в колхозе получали копейки.
Жили молодые, как принято у татар, в доме мужа вместе с многочисленной родней.
В 1962 году молодой супруг с большими трудностями получил паспорт и поехал на заработки в Сибирь.
— Пять суток добирались на поезде до Абакана, — вспоминает он. — Затем летели на «кукурузнике» до Артемовска. Оттуда еще километров 300 ехали по тайге.
Трудился в Тоннельном отряде № 1 на строительстве дороги Абакан — Тайшет. Спустя некоторое время к мужу приехала Ркия с годовалой дочкой Нуранией.
— Через пару месяцев переехали в Белозерск, — продолжает разговор супруга. — В 1965-м там родилась наша вторая дочь, Резеда. Едва я пришла в себя, снова отправились в дорогу — в Дагестане объявили всесоюзную стройку по возведению Чиркейской ГЭС.
На строительстве гидроэлектростанции Гаязовы задержались на несколько лет. Затем глава семьи получил направление на работу в поселок с красивым названием Абрау-Дюрсо.
— Он недалеко от Новороссийска, — рассказывает Бурганутдин. — Расположен на берегу живописного озера Абрау, а за перевалом протекает речка Дюрсо, берущая начало из четырех источников.
Бывшее царское имение на весь Союз славилось обширными виноградниками и прекрасными винами. Погреба с шампанским тянулись на многие километры. Тоннельный отряд, в котором работал глава семьи, пробивал огромные, в два этажа высотой, подвалы для вин и игристого.
Из Абрау-Дюрсо Гаязовы отправились в Узбекистан. Бурганутдин участвовал в строительстве первой линии Ташкентского метрополитена.
Супруги вспоминают, что в Ташкенте впервые за десять лет путешествий по всесоюзным стройкам они сменили барак на собственную квартиру.
В конце 1970-х Гаязов, как и сотни других опытных специалистов из Москвы, Харькова, Киева, Баку и других городов Советского Союза, получил направление на всенародную стройку — возведение первой линии Минского метрополитена.
— Работал проходчиком в Тоннельном отряде № 1, который был реорганизован сначала в СМУ, а затем в УП «Минскметрострой», — рассказывает Бурганутдин. — Помнится, что первую сваю для котлована минской подземки забили на месте будущей станции «Парк Челюскинцев». Сложные участки были в районе площадей Победы и Якуба Коласа, парка Челюскинцев, под Свислочью. Случалось, что земля в забое сползала прямо на глазах: мягкий грунт — песок и глина — таит много опасностей.
За строительство первой линии Минского метрополитена Бурганутдин Гаязов награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Ветеран труда», носит звание «Почетный строитель».
Уже более 30 лет Ркия и Бурганутдин живут в Минске. Признаются, что здесь осели и обрели душевный покой.
— «Без пчелиных укусов меда не бывает» — гласит татарская пословица, — улыбается Ркия. — На пути каждого человека много трудностей. Лишь достойно справившись со всеми, обретаешь награду.
Гаязовы уважают традиции белорусов и соблюдают татарские: говорят дома на родном языке, читают намаз, празднуют Новруз, Курбан-Байрам, вместе с земляками отмечают Сабантуй, участвуют в Республиканском фестивале национальных культур и мероприятиях, которые организует общественное объединение «Чишма».
— Каждые два года ездим на родину, — говорит глава семейства. — Встречаемся с родственниками, вспоминаем родителей. У нас много друзей: важна не национальность, а человек.
Справочно
В Беларуси более 7 тыс. татар и около 600 башкир. Примерно треть из них — жители столицы.
В международное общественное объединение «Татаро-башкирское культурное наследие «Чишма» (название переводится как «родник») входят полторы сотни земляков.
Татары и башкиры, живущие в Минске, бережно сохраняют национальное культурное наследие.
Традиционным для Минска стал праздник Сабантуй, который община проводит в конце весны.
Еще материалы рубрики:
МИНСК ТОЛЕРАНТНЫЙ. Всем «лаба дена»
МИНСК ТОЛЕРАНТНЫЙ. Первый праздник польской культуры
МИНСК ТОЛЕРАНТНЫЙ. Дух самобытной Кореи